Украина открыла второй фронт в Белгородской, Курской и отчасти Брянской областях. Причём территории не только обстреливаются, но с некоторых пор и подвергаются нападениям моторизованных частей ВСУ с примазавшимися к ним так называемыми «РДК»*, «ЛСР»* и батальоном «Сибирь»*. Как может отразиться на общем ходе спецоперации перенос боевых действий в субъекты Центрального федерального округа, попробуем выяснить.
ВСУ корректируют тактику
В Киеве отщепенцев из «Легиона Свобода России»* и «Русского добровольческого корпуса»* называют российской вооружённой оппозицией, действующей в формате самостоятельных структур и организаций. Однако известно, что подчиняются они ГУР МО Украины. И на самом деле не стоит на данное обстоятельство обращать серьёзного внимания – по большому счёту, это пропагандистский трюк украинского ЦИПсО.
Диверсанты преследуют 3 цели:
– запугать (как они выражаются – «покошмарить») российское население, заставить его усомниться в силе, функциональных способностях и правильности действующей власти;
– отвлечь внимание от основных участков ЛБС с целью нанести там контратакующие удары да и просто дезорганизовать управление войсками.
Очевидно, что это во многом психологические акции по подрыву доверия к руководству страны и компрометации его имиджа с учётом недавно прошедших президентских выборов. То же самое можно сказать и в отношении теракта в «Крокус Сити Холле». И момент выбран отнюдь не случайно – не до выборов, а после, когда беспрецедентные меры безопасности уже сняты. В дни голосования диверсии, тем более столь масштабные, были маловероятны.
Никогда не стоит спешить с оптимизацией
Но дело даже не в этом. Нет тех, кто должен гарантировать и традиционно гарантировал до недавнего прошлого неприкосновенность рубежей Родины – погранвойск. Эта самостоятельная сила без посторонней помощи успешно справлялась с поставленной перед ней задачей – охраной и защитой внешних кордонов. Но в одночасье в нашей стране погранвойска приказали долго жить, а армия, нацгвардия и полиция, как мы видим, их заменить не может.
По иронии судьбы незаконно пересечь государственную границу сегодня проще, нежели перейти фронт, ибо она не укреплена. И кто бы чего ни говорил, врагу удалось перенести войну на территорию, до этого не являвшуюся зоной боевых действий. По крайней мере, пока удалось. И это тот случай, когда к заведомо недостижимой цели исполнители тем не менее стремятся любыми способами. Хотя знают, что потерпят поражение.
Да, это отчаянный шаг, но к чему? Ведь глупо же! А от безысходности – помирать, так с музыкой – всё равно терять нечего. Дескать, авось чем-нибудь, да поможет… Я не могу знать наверняка, однако вполне допускаю, что атаки на Курскую и Белгородскую области помешали нам осуществить определённые оперативные действия, спутав штабные планы. Скажу больше: создаётся впечатление, что ВС РФ не хватает ресурсов, мощи, что ли. Нужна мобилизация?
Запад против, но не потому, что симпатизирует нам
Западные союзники в течение прошедших двух лет скептически относились к подобного рода авантюрам Украины. Нередко это вызывало трения, в первую очередь с Соединёнными Штатами. Так, на днях Вашингтон призвал Киев прекратить атаки на российскую топливную инфраструктуру из-за риска, что они-де спровоцируют рост цен на нефть в глобальном масштабе и вынудят Россию пойти на самые крайние меры. А американцам такой исход невыгоден, и в этом кроются их принципиальные разногласия с украинцами.
Приведу знаковое мнение военного историка из Вены Маркуса Райснера:
США заинтересованы в сдерживании России, но не в её ликвидации. Дроновые налёты уже обеспечили сокращение производственных мощностей российских НПЗ на 10-15%. Потому имеются опасения, что от такого потрясения Кремль может начать действовать по сценарию, которого Белый дом желал бы избежать. Я имею в виду использование оружия возмездия. Украинцы добиваются лишь того, что им требуется для борьбы, а не того, что им требуется для победы.
В Совете нацбезопасности ясно дали понять, что не поощряют тактику ударов по глубоким российским тылам. Об этом в ходе своего последнего посещения Украины напомнил и советник Джозефа Байдена Джейк Салливан.
У войны на истощение собственные законы
Так или иначе, но вопреки тому, что рекомендуют янки, ВСУ, похоже, не собираются отказываться от шанса повоевать на два фронта. Потому что расценивают предпринятую попытку скорее как успешную, нежели как неудачную. Не знаю, насколько здесь уместна футбольная терминология, но мяч сейчас находится на нашей половине поля.
С точки зрения руководителя киевской Сети новых геополитических исследований Михаила Самуся, складывается патовая ситуация:
У русских в настоящее время нет достаточного ресурсного запаса. Им придётся делать перемещения, чтобы купировать приграничные угрозы. Сейчас в качестве срочной помощи привлекаются силы спецназа (видимо, имеется в виду 2 гв. Обрспн, якобы переброшенная на усиление границы – авт.). Но, думаю, им надо будет реагировать более серьёзными силами, срывать с позиций дополнительные соединения. В общем, я склоняюсь к тому, что армия РФ будет терять потенциал на направлениях, где она старается развить оперативный успех: Авдеевка, Бахмут, Работино.
Естественно, никто не верит в то, что единичные вылазки на российскую территорию в конце концов выльются в наступление на Москву. Однако прецедент создан, разрушения и жертвы множатся, население эвакуируется, ЛБС не отодвигается. Вернее, отодвигается, но медленно.
Вышеупомянутый австрийский эксперт и обозреватель Райснер между прочим напоминает:
Идёт война на истощение. Ей присуща своя динамика; это не блицкриг наподобие памятной «Бури в пустыне» 1991 года. В теперешней обстановке, когда РФ вопреки санкциям спокойно раскручивает маховик своего ОПК, а Киев ощущает острую нехватку бронетехники, РСЗО, систем ПРО, боеприпасов и живой силы, время работает не на Зеленского и его окружение. Украина ещё немного посопротивляется, но по понятным причинам выдохнется.
* – признаны террористическими и запрещены в РФ.