Ретроспективная выставка, посвященная 15-летию дома моды нидерландского дизайнера Ирис (Айрис) Ван Херпен (ей нет и сорока), проходит в эти дни в парижском Музее декоративного искусства. На ее открытии присутствовали первая леди Франции Брижит Макрон и королева Нидерландов Максима в платье, специально отшитом для нее в фирменном стиле Ван Херпен. У посетителей может возникнуть вопрос: не плод ли искусственного интеллекта все это футуристическое великолепие, холодная и лишенная дыхания жизни красота?
На выставке «Ирис Ван Херпен. Скульптурируя чувства» представили порядка 100 инновационных работ с 3D-печатью, множество других технологических диковин. Тело вписано в пространство, взаимодействует или противостоит одежде. В этом и фокус, за которым предстоит понаблюдать.
Каждое платье не существует само по себе. Оно встроено в окружающую среду, самую невероятную. Тут и подобие черной лавы, напоминающей антрацитовые волны, и иллюзия открытого космоса, где парят в невесомости манекены и ткани. Причудливые и словно застывшие в небытие работы Ван Херпен вступают в диалог с произведениями других современных художников, инсталляциями, фотографиями, гравюрами, отобранными для нескольких миров. Их восемь или девять. Зависит от того, как считать и что в них видеть, как определять границы.
Посетители проходят вдоль «речек», отделяющих их от безжизненных фигур в великолепном убранстве, мимо скульптур, древних артефактов из Марокко и других стран из коллекции Музея декоративного искусства, кристаллов, кокона из воска и натуральных пчелиных сот, сквозь лабиринты, галерею образов бразильского архитектора и японских дизайнеров. Мир многогранен, и мы в нем живем.
Фантастический театр манекенов словно застыл, погрузившись в мертвый сон. Конструкции такие сложные, что невозможно представить, как это вообще можно носить? Однако в костюмах Ван Херпен появлялись Бьорк, Леди Гага, Селин Дион, Тильда Суинтон, Натали Портман, и это можно увидеть на постерах, украшающих лестничный пролет.
В какой-то момент своего путешествия посетители оказываются в амстердамском ателье Ирис Ван Херпен и могут рассмотреть материалы и аксессуары, с которыми она работает. Они размещены на вертикальных стендах под прозрачной канвой, накрывающей их подобно облаку. Можно на несколько минут присесть и увидеть трансляцию показов, подиум и закулисье, подготовку к шоу, а также работу искусных мастеров, из которых состоит молодая и интернациональная команда. Они что-то немыслимое вырезают, отделяют, соединяют, склеивают, и в результате на наших глазах рождается причудливое творение, созданное для подиума, не для жизни. Так рождается коллекция «Sensory Seas», посвященная нейробиологу и лауреату Нобелевской премии, испанцу Сантьяго Рамону-и-Кахалю. Это не ателье в привычном смысле, где швеи сидят за машинками, скорее компьютерная лаборатория, какие мы видели в футуристических фильмах.
Причудливые творения создавались не только под влиянием современных художников, но и естественных наук, достижений ученых и архитекторов. Платья словно сотканы из кораллов, окаменелостей, насчитывающих сотни тысяч лет. На самом деле, это переработанный пластик, полимеры. Иногда кажется, что мы на дне морском, в далеких галактиках, внутри фантастического фильма.
Мода и наука — физика, археология, биология. Мода и искусство – хореография, которой Ван Херпен с детства занималась, фотография, живопись… Платья сложны, их было непросто сконструировать. Тут скорее надо быть инженером, нежели художником.
Ирис Ван Херпен выросла в голландской деревне, и потому должна быть близка к природе, но как раз естественности и торжества жизни в ее работах нет. Они как натюрморты. Она училась у Александра Маккуина и нидерландской художницы Клауди Йонгстры, великолепно работающей с текстилем. Ей интересна тема происхождение жизни на Земле, травмы, которые человек всякий раз наносит планете. Ван Херпен мыслит планетарно.