На овладение языком и способность общаться влияют различные факторы, и некоторые распространенные методики, такие как двуязычное образование или просмотр видео без участия родителя, не всегда эффективны.
Одним из популярных способов тренировать речь считается совместное рассматривание книг без текста, но с иллюстрациями. Родитель задает ребенку вопросы об изображениях, побуждая его фантазировать и рассказывать истории, тем самым развивая навыки устного высказывания.
Хотя такой подход действительно помогает речевому развитию, родители часто теряют интерес или испытывают стресс, что снижает их вовлеченность и пользу для ребенка.
Ученые из Флориды и Дании обнаружили более естественную и эффективную деятельность — обсуждение событий прошедшего дня, которые ребенок пережил вместе с родителем.
В исследовании участвовали 155 пар из Дании, состоящих из носителя датского языка и ребенка 3-5 лет. Разговоры записывались во время трех видов активностей: чтения, игры с конструктором LЕГО и обсуждения совместных событий дня (прогулка в парке, поход на пляж и т.д.).
Анализ записей показал, что при рассказе о прошедшем дне родители реже отдавали указания, но чаще задавали вопросы, побуждающие ребенка вспоминать и рассуждать. Их речь была грамматически более сложной, что стимулировало использование детьми более распространенных предложений. По разнообразию лексики совместные воспоминания не уступали чтению и превосходили игру.
Авторы считают, что обсуждение событий дня позволяет эффективнее развивать языковые навыки детей и делает этот процесс более комфортным для взрослых. Это естественный вид взаимодействия, универсальный для любой семьи, что обусловливает его высокую пользу в раннем возрасте.
Полученные результаты могут помочь усовершенствовать методики речевого развития детей.