Обвинения в антисемитизме предъявляют организаторам киномероприятий
Одним из победителей недавней 96-й церемонии вручения премии «Оскар» стала картина «Зона интересов» Джонатана Глейзера. Она входила в десятку претендентов на звание «лучший фильм». В итоге была признана «Лучшим международным фильмом», как теперь именуются фильмы на иностранном языке, и отмечена за звук. Это первый «Оскар» для Глейзера, который запомнится всем надолго после неожиданного выступления лауреата.
В своей речи, зачитанной по бумажке, Глейзер подверг жесткой критике позицию Израиля в секторе Газа. Причем, он так высказался, что всех запутал. В соцсетях начали разбирать, что же в действительности он хотел сказать, правильно ли его поняли. Пока киноакадемики аплодировали, в соцсетях пытались разобраться в деталях. Глейзер, будучи евреем, наговорил столько, что многие решили, что он отказывается от своего народа.
В ответ на слова Глейзера последовало открытое письмо 94-летнего президента Фонда выживших в Холокосте США Дэвида Шектера, который осудил высказывание режиссера «Зоны интересов» и назвал его комментарии по поводу палестино-израильского конфликта «фактически неточными и морально неоправданными».
«Зона интересов» до «Оскара» участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и была там отмечена Гран-при. Фильм рассказывает о семье коменданта Освенцима, живущей в нескольких метрах от лагеря смерти, где ежедневно уничтожают десятки, а то и сотни людей. У него прекрасный дом и сад, подрастают пятеро детей, от которых не утаить запахи и звуки, витающие в воздухе.
В знак протеста и после речи режиссера кто-то не намерен смотреть эту картину, а те, кто видел, призывают не смешивать все в одну кучу, и придерживаются мнения, что фильм действительно сильный.
24 февраля на закрытии Берлинского кинофестиваля, получая «Золотого медведя» за документальный фильм «Дагомея», франко-сенегальский режиссер Мати Диоп тоже зачитала, но с экрана телефона, длинную речь, в которой выразила слова поддержки Палестине. Все ей аплодировали, а на следующий день руководству Берлинале пришлось держать ответ за обвинения в антисемитизме, прозвучавшие со сцены. В столице Германии состоялся Консультационный совет по культуре, на который пригласили дирекцию фестиваля для разъяснений и работы над ошибками.
Творческие достижения все чаще приносятся в жертву политике, а некоторые кинематографисты занимают первые позиции совсем не по художественным критериям. Активисты потеснили профессионалов. Фестивали становятся заложниками собственных деклараций.