Существует целый список вещей, которые взрослые иногда по неосознанной привычке или из-за своей эмоциональной неспособности могут запрещать детям. О том, в чем точно не стоит ограничивать своего ребенка, рассказала клинический психолог и детский нейропсихолог Маргарита Алексеева.
1. Выражать чувства
Согласно нашему эксперту, одним из самых распространенных запросов в работе с психологом является проблема освобождения и управления своими эмоциями. Многие взрослые, которым в детстве не давали проявлять свои чувства, ищут совета. Маргарита утверждает: «Часто взрослые запрещают детям проявлять эмоции из-за своей собственной неспособности справиться с ними. Им страшны детские слезы, истерики, злость, потому что они не умеют с этим справляться». Что делать в такой ситуации? Вот несколько важных моментов:
— необходимо объяснять детям, что у них есть эмоции, которые не являются ни плохими, ни хорошими. Они просто разные;
— учить детей понимать, что эмоции помогают определить их потребности. Например, страх — это потребность в безопасности, злость — потребность в защите личных границ и интересов;
— научить детей распознавать свои эмоции, выражать свои чувства и делать это безопасно и соответственно;
— самим научиться не бояться эмоций детей и готовиться поддерживать своего ребенка в любой ситуации.
2. Высказывать свое мнение
«Ты еще мал, не тебе решать, мы сами разберемся» — типичная реакция взрослых, когда ребенок пытается высказать свою точку зрения.
Психолог объясняет: «Почему не стоит запрещать высказывать мнение? Потому что семья — это место, где ребенок должен научиться обсуждать, аргументировать свою позицию и менять ее. Только здесь можно развить этот навык». Что происходит, если ребенок воспитывается в среде, где его мнение не ценится? Маргарита отвечает: «Это человек, который не в состоянии высказывать свое недовольство и защищать свои интересы. Это относится как к личным, так и к профессиональным отношениям. Такой человек не умеет выражать свои протесты, защищать свои интересы и просто говорить «нет», когда не согласен. Такой человек становится жертвой обстоятельств». Какой родитель хотел бы видеть своего ребенка в такой ситуации?
3. Проявлять инициативу
«Позволь лучше мне сделать!» — еще одна часто встречаемая реакция взрослых, которая может ущемить развитие ребенка. Дети по своей природе могут быть очень любопытными и инициативными, они хотят познавать новое. Маргарита отмечает: «Когда мы не запрещаем детям проявлять инициативу, мы утверждаем идею, что исследование нового безопасно. Новая работа, новые идеи, новые проекты. Опыт — это не пугающе, и если что-то идет не так, всегда можно начать заново». В противном случае ребенок может вырасти в человека, который придает большое значение стабильности и неподвижности. Он может провести 20 лет на одной работе, не из-за идеальных условий, а из-за страха изменений. В результате он может пропустить множество возможностей, не попробовав даже минимальную часть того, что может предложить ему жизнь.
4. Ценить интересы ребенка
«Какая ерунда! Это зачем тебе нужно?» Иногда родители ошибочно считают, что у ребенка должны быть только образовательные или полезные хобби, связанные с учебой или спортом.
«Но хобби и увлечения необходимы для того, чтобы получать удовольствие. Они могут оставаться повседневным хобби или превратиться во что-то значимое на всю жизнь. Хобби должно приносить радость. Именно такие «бесполезные» увлечения помогают человеку научиться отдыхать от серьезных дел», — утверждает психолог. Важно поддерживать своего ребенка в его хобби, а иногда даже присоединиться к нему в этом увлечении, возможно, вспомнив свои детские увлечения и наслаждаясь вместе с детьми положительными моментами этого процесса.