Считать деньги в чужом кармане — занятие с точки зрения этики спорное. Однако когда речь идет о любимой советской классике, о любимых советских актерах, нужно сделать поправку на повышенный интерес.
Впрочем, начнем с «карманов» не личных, а производственных. На много ли тысяч потянули съемки того или иного кинохита?
Некоторые заэкранные финансовые тайны времен существования Госкино СССР корреспондент «МК» узнал от Олега Кузьмича — бывшего сотрудника этой государственной организации.
Как получить миллиард
— Сколько стоило в среднем создание полнометражного игрового фильма?
— Тут нужно сделать несколько уточнений. Во-первых, само понятие «полнометражный» предполагало по существовавшим нормам значительный разброс. Под такую категорию подпадали художественные фильмы длиной — в прямом смысле слова — от 1,2 до 3 тысяч метров 35-миллиметровой пленки. Если переводить на время показа, то от 50 минут до 1,5–2 часов. Естественно, чем больше продолжительность картины, тем более значительных сумм требует ее создание.
Выделяемый бюджет зависел еще от жанра, от «идеологической начинки» будущей ленты. Если это был, например, костюмный исторический фильм, картина о войне с большим количеством батальных эпизодов, боевик, где много трюков, сложных в постановке, или очередная сага о Ленине, о революции — тогда сумма, как правило, возрастала.
Все-таки назову усредненную себестоимость одного фильма: 300–400 тысяч.
— Богато, по меркам уровня цен тех лет…
— Так ведь и затрат уйма! В том числе создание декораций, пошив костюмов, аренда помещений и оборудования, расходы на перевозку всего «хозяйства» в разные места, где запланированы съемки, зарплаты техническому персоналу — осветителям, костюмерам, установщикам реквизита… А еще гостиницы для членов съемочной группы, закупка необходимых расходных материалов…
Порой, чтобы обеспечить режиссерские задумки, приходилось раскошеливаться на дополнительные технические средства. Захотелось, к примеру, главному порадовать зрителей эффектными панорамами, снятыми с высоты, — нужно заказывать самолет или вертолет. Чтобы разразился сильный ливень в кадре — арендовать поливомоечную машину…
В итоге создатели нового фильма порой не влезали в утвержденный им бюджет. Тогда оставалось только идти к руководству студии с просьбой о дополнительных денежных средствах.
Хотя бывали и противоположные случаи. Например, в 1982-м сумму, предварительно выделенную на создание боевика «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», уже в разгар съемок урезали чуть ли не на треть…
Упоминание о таком форс-мажоре корреспонденту «МК» удалось найти в мемуарах режиссера-постановщика «Баллады…» Сергея Тарасова:
«…Позвонила директриса нашего объединения на «Мосфильме»: «С картины сняли 100 000 рублей!» А нам и так выделили сумму, которую дают на съемки современной (без исторических костюмов и реквизита. — А.Д.) картины, причем камерной… Оказывается, сын председателя Госкино СССР Ермаша окончил режиссерский факультет ВГИКа. Ну и, естественно, собрался снимать свой диплом… А бюджет на кинопроизводство в том году был уже выделен и распределен. Значит, нужно сократить расходы на фильмы, которые укажет папа Ермаш, чтобы передать их на производство фильма любимого сыночка».
Подобный секвестр не мог не сказаться на условиях съемок.
С.Тарасов: «Не буду рассказывать, как нам удалось снять фильм за такие деньги. Просто съемочная группа у меня была золотая. Все помогали друг другу и по ночам реставрировали поврежденный за день реквизит, парики, костюмы, доспехи, оружие. И снимали даже трюковые сцены не больше двух дублей, сокращая таким образом количество дорогих съемочных дней…»
— Впрочем, нет худа без добра, — подчеркнул Олег Кузьмич. — Как убеждены некоторые исследователи, именно внезапное сокращение бюджета фильма помогло режиссеру включить в его музыкальное сопровождение несколько песен Владимира Высоцкого. Популярный артист-бард написал 6 баллад к одной из предыдущих картин Тарасова — «Стрелы Робин Гуда». Но тогда, в 1975-м, цензура запретила их использовать. Зато 7 лет спустя, когда отношение к умершему уже Высоцкому в верхах заметно потеплело, Тарасову разрешили взять для нового фильма несколько «робингудовских» баллад, благо у режиссера была веская формальная причина: в этом случае удастся сэкономить на оплате работы композитора.
Даже при всех отягчающих обстоятельствах кинематограф был для социалистического государства одной из самых прибыльных отраслей. В отличие от Запада у нас в стране актеры и создатели фильмов не получали выплат за их коммерческий успех. Все деньги, полученные от продажи билетов на киносеансы, шли в бюджет. А таких билетов реализовывалось в год по стране около 4 миллиардов! Советские люди в кино ходили охотно. Цены вполне доступны: самые дешевые билеты (на утренние сеансы) стоили 10 копеек, самые дорогие — 50–80. Если брать среднюю стоимость 25–30 копеек, то, умножив ее на общее количество зрителей, получаем итоговую сумму прибыли — более миллиарда рублей.
Можно перечислить некоторые наиболее «выгодные» советские картины. Например, рекордсмен — фильм «Пираты ХХ века»: в 1980-м, когда фильм вышел в прокат, его посмотрели более 87 миллионов человек. А годом раньше граждане ломились на «оскароносную» ленту «Москва слезам не верит»: на сеансах, где ее показывали, побывало 85 миллионов. В топах оказались еще комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» — каждая собрала за год свыше 76 миллионов зрителей, «Экипаж» Александра Митты — 71 миллион… То есть прибыль от них гигантская. Но она проплывала мимо актеров и режиссеров.
Возвращаясь к упомянутым уже суммам, выделявшимся на съемки «полного метра», подчеркну, что лишь менее половины из этих 300–400 тысяч рублей уходило на выплату гонораров, премий и надбавок тем, кто, собственно, и стал виновником огромного успеха (читай — доходности) кинематографического шедевра.
Три + два = один
— В феврале 1961 года Совмином СССР принято постановление «О мерах по повышению материальной заинтересованности работников кино и киностудий в создании фильмов высокого идейно-художественного уровня и улучшению организации производства кинофильмов», — уточнил Олег Кузьмич. — Согласно этому документу были установлены «дифференцированные размеры оплаты законченных производством кинофильмов», а также вознаграждений и премий тем, кто их создавал. Теперь все ленты делились на категории: «ввести четыре группы по оплате кинофильмов в зависимости от их идейно-художественного уровня». Такое ранжирование производили специально созданные при Министерстве культуры СССР и минкультах союзных республик комиссии.
Фильмы высшей — 1-й группы (категории) — получали надбавку 10% к сметной стоимости (она шла на премии), за 2-ю группу доплачивали 5%…
Случалось, что присвоенную первоначально фильму категорию уже после его выхода на экраны в случае большого зрительского успеха меняли на более высокую. Благодаря этому создатели кинохита получали дополнительные выплаты.
Так произошло в 1963 году с лентой «Три плюс два». Сперва этой комедии комиссия присвоила 2-ю категорию, но видя, как публика ломится в кинотеатры, чтобы посмотреть на забавные перипетии отпускной жизни героев фильма в «райском» Крыму, решение изменили и дали картине высшую категорию. В результате, например, исполнители главных ролей — Андрей Миронов, Наталья Фатеева, Евгений Жариков, Наталья Кустинская и Геннадий Нилов — получили дополнительно по 300 рублей.
— Интересная арифметика получается: «Три + два = один + 300»…
— Упомяну еще примечательный пункт из постановления: «Установить размер авторского гонорара за сценарии, написанные по мотивам опубликованных литературных произведений на темы советской действительности, — в пределах до 6 тыс. рублей, за экранизацию других произведений — до 4 тыс. рублей».
Авторам сценария (а также композитору, сочинившему музыку для картины) полагалось еще потиражное вознаграждение — доплата к гонорару за каждую выпущенную для кинопроката копию фильма (их количество определялось присвоенной категорией: от пары десятков до многих сотен). Максимально потиражные, согласно документу 1961 года, могли составить 300% от гонорара.
Теперь о режиссерах. Следует учитывать, что они зарабатывали, только взявшись за съемки очередного фильма. При этом гонорар (или иначе — постановочные) напрямую зависел от категории, полученной кинолентой, и от маститости самого режиссера. В качестве примера приведу Леонида Гайдая. В 1965-м за первую его комедию про Шурика — «Операция «Ы»…» — Леониду Иовичу выплатили, насколько мне известно, чуть меньше 2400 рублей. А по прошествии шести лет (в течение которых он успел снять еще две ленты, имевшие огромный зрительский успех, и получить звание заслуженного деятеля искусств РСФСР) за съемки «12 стульев» ему начислили уже почти 8 тысяч. Даже с учетом того, что этот фильм состоял из двух частей, все равно прирост гонорара заметный.
Можно упомянуть еще одного мэтра советского кино — Сергея Бондарчука. Будучи режиссером киноэпопеи «Война и мир» и имея к тому времени звание народного артиста СССР, он получил гонорар около 30 тысяч рублей (и это без учета денег, которые заплатили Сергею Федоровичу как актеру за сыгранную им роль Пьера Безухова). Однако тут опять нужно ввести поправочный коэффициент: фильм ведь 4-серийный, и работа над ним растянулась на долгие 5 с лишним лет.
Другой известный режиссер в ранге народного артиста СССР, Станислав Ростоцкий, за две серии «А зори здесь тихие» получил около 15 тысяч…
Суммы, названные Олегом Кузьмичем, выглядят более чем внушительно для тех лет, когда кооперативная квартира стоила от 4–4,5 тысячи. Но ведь надо принимать во внимание, что заоблачные гонорары «падали в карман» режиссера порой с большим интервалом: между выходом его фильмов могло пройти год-два-три…
Бывали у некоторых представителей режиссерского цеха и вовсе тяжелые периоды. В разговоре с корреспондентом «МК» автор популярных лент «Шумный день», «Еще раз про любовь» Георгий Натансон вспоминал, как однажды после картины «Повторная свадьба» (1975 г.) оказался в опале у руководства Госкино и его почти на 5 лет отлучили от работы. В этот период пришлось выживать, едва сводя концы с концами и регулярно закладывая в ломбарде вещи, приобретенные во времена прежнего благополучия.
Здесь можно упомянуть также очень любопытную «денежную» историю, о которой вспоминал впоследствии режиссер Георгий Данелия.
В 1962 году он закончил работу над одним из первых своих фильмов «Путь к причалу», снятому по сценарию писателя Виктора Конецкого. Вскоре после выхода ленты на экраны вдруг раздался телефонный звонок.
Георгий Данелия: «Конецкий позвонил и попросил меня срочно приехать в Ленинград. «Зачем?» — «Приедешь — узнаешь». Он встретил меня и прямо с вокзала повез в сберкассу. Снял с книжки деньги и протянул мне толстую пачку: «Потиражные за сценарий. Здесь твоя доля — две тысячи триста пятьдесят. Пятьдесят процентов». Я в той или иной степени работал над всеми сценариями к моим фильмам. Но меньше всего я работал над этим сценарием. «Я сценарий не писал и денег не возьму», — сказал я и вышел из сберкассы. Конецкий за мной: «Ты много придумал (для сценария. — А.Д.)». — «Это неважно. Я не написал ни строчки». Тогда он положил деньги на перила мостика (мы шли через Мойку), сказал: «Мне чужие деньги не нужны», — и пошел. И я сказал: «И мне не нужны». И тоже пошел. А деньги лежали на перилах. Две тысячи триста пятьдесят. Машину можно купить, «Победу». Фанаберии у нас хватило шагов на семь. Подул ветерок, мы развернулись и, как по команде, рванули назад. Деньги эти мне очень пригодились, потому что следующий фильм я начал снимать только через год, а между фильмами режиссерам зарплату не платят».
«Волга» для Шурика
От режиссерских гонораров перейдем к гонорарам актерским. Вначале — цитата из «Систематизированного сборника нормативных актов и ведомственных указаний», выпущенного Госкино в 1973 году, где были указаны должностные оклады всех сотрудников киностудий. «Сборник» помогает понять, какие градации существовали в советское время при определении денежных сумм, начисляемых артистам не только за работу на съемочной площадке, но и за дни вынужденных простоев (такое бывало: скажем, приходилось ждать нужной по сценарию погоды).
Итак, исполнители делились на несколько групп. В том числе:
«1-я группа. Требования: яркое дарование, главные роли, выдающиеся образы. Оценка работы: народное признание. Во время съемок — 450 руб. (зарплата за месяц. — А.Д.). На время простоя между постановками — 300 руб.
2-я группа. Требования: яркое дарование, главные роли, значительные образы. Оценка работы: отлично. Во время съемок — 350 руб. На время простоя между постановками — 230 руб. …»
Далее — по убывающей. «Нетитулованным» актерам, приглашенным на эпизодические роли, гонорар рассчитывался исходя из месячного оклада 120 рублей во время съемок и 90 рублей — за дни простоя.
Впрочем, следует учитывать, что упомянутые суммы подрастали в итоге благодаря премиям, надбавкам «за категорию»…
Обратимся к бухгалтерской конкретике. Удалось найти информацию о гонорарах, полученных звездами советского экрана за участие в некоторых популярных фильмах.
Боевик «Новые приключения неуловимых» занял в 1969 году второе место по зрительской популярности. Четверка ребят — главных героев, получила от 1150 до 800 рублей — с учетом разного количества отработанных на съемочной площадке дней. Больше всех разбогател Василий Васильев — Яшка-цыган, а самым скромным оказался гонорар Валентины Курдюковой — «боевой подруги» Ксанки. Армену Джигарханяну за роль коварного офицера-контрразведчика Овечкина выписали 2090 рублей. 10 дней, проведенных на съемочной площадке Савелием Крамаровым, который сыграл колоритного солдата-недотепу, принесли ему без малого 550 рублей.
Исполнителю главной роли в нашумевшей киноленте «Калина красная» (1973 г.) Василию Шукшину заплатили почти 5 тысяч (как режиссер картины он заработал вдвое меньше). Его супруга и партнерша по фильму Лидия Федосеева-Шукшина получила около тысячи.
В том же 1973-м состоялась премьера «Семнадцати мгновений весны». Вячеславу Тихонову, сыгравшему Штирлица, за участие в съемочном процессе, который продолжался почти 3 года, бухгалтерия начислила 5500 рублей. А его главному оппоненту по сюжету, шефу гестапо Мюллеру, актеру Леониду Броневому, выписали почти вдвое меньше: 3000 рублей (но причина не в том, что образ отрицательный; все-таки Мюллера мы видим в кадре куда реже, и значит, артист был занят на съемках меньшее время). Почти столько же получил за «Мгновения» Евгений Евстигнеев, перевоплотившийся в профессора Плейшнера.
Теперь обратимся к другому хиту советского кинематографа — «Д`Артаньян и три мушкетера», начавшему свое триумфальное шествие по экранам в 1978 году. Михаил Боярский, как самый главный из всего квартета «виртуозов шпаги», заработал больше своих соратников — свыше 3200 рублей. Вениамин Смехов, Игорь Старыгин и Валентин Смирнитский (Атос, Арамис и Портос) получили почти одинаково — в районе 2100 рублей. А королю Людовику — Олегу Табакову, досталась сумма куда меньшая по сравнению с его «киношными» подданными: всего 800 целковых. Приблизительно по столько же заплатили и актрисам — исполнительницам главных положительных женских ролей, Ирине Алферовой (Констанция Бонасье) и Алисе Фрейндлих (королева Анна Австрийская).
Олег Янковский, исполнив главную роль в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» (1979 г.), заработал 3800 рублей. На тысячу меньше получил Игорь Кваша, сыгравший бургомистра. Гонорар Инны Чуриковой, представшей перед зрителями в образе баронессы Якобины фон Мюнхгаузен, составил чуть более 2,5 тысячи. Доход ее экранного любовника Генриха — Александра Абдулова — оказался скромнее: около 1900 рублей. Еще меньше денег досталось, согласно ведомости, Леониду Броневому — герцогу: 1350 рублей. Уморительный Семен Фарада, мелькнув в нескольких сценах в роли главнокомандующего, разбогател на 140 рублей (это немногим меньше тогдашней средней зарплаты в СССР).
Как же не упомянуть актеров, которые снимались в легендарных гайдаевских комедиях!
«Кавказская пленница» (1966 г.):
Александр Демьяненко — всесоюзный Шурик — около 5500 рублей;
Георгий Вицин — Трус — без малого 3400 рублей;
Юрий Никулин — Балбес — немногим более 4200 рублей;
Евгений Моргунов — Бывалый — почти 2000 рублей (столь заметная разница с коллегами — похитителями невесты понятна: из-за возникшего конфликта с режиссером Моргунов досрочно уехал со съемок, некоторые сцены с участием актера были отменены, в других его заменили дублером);
Владимир Этуш — товарищ Саахов — 1800 рублей;
Наталья Варлей — «спортсменка и просто красавица» Нина — 1219 рублей (озвучивавшей эту героиню Надежде Румянцевой заплатили около 240 рублей);
Фрунзик Мкртчян — дядя Джабраил — 939 рублей.
Для сравнения: мечта советских автолюбителей «Волга ГАЗ-21» стоила тогда 5600 рублей. Так что Демьяненко на свой гонорар как раз мог стать владельцем престижной легковушки. А вот из членов криминальной троицы только Никулину удалось бы приобрести по окончании съемок собственный «мотор», но рангом пониже — «Москвич-408», цена которого была в районе 4000 рублей.
«Двенадцать стульев» (1971 г.):
Арчил Гомиашвили — Остап Бендер — 6120 рублей;
Сергей Филиппов — Киса Воробьянинов — 6275 рублей;
Михаил Пуговкин — отец Федор — 3800 рублей.
В распоряжение корреспондента «МК» попала копия бухгалтерского документа почти 45-летней давности — «Смета на оплату актерам за кино-фотопробы по кинокартине «Собака Баскервилей». Из него можно узнать не только о ставках некоторых популярных артистов, но и о тех суммах, которые они заработали еще до начала съемок — будучи приглашены на пробы.
Итак, Василий Ливанов (Шерлок Холмс) получал тогда за съемочный день 40 рублей, его партнер Виталий Соломин (доктор Ватсон) котировался выше — 50 рублей. В такую же сумму оценивали кинематографический талант Олега Янковского (злодей Стэплтон), Ирины Купченко (Бэрил Стэплтон) и Никиты Михалкова (Генри Баскервиль). Еще несколько актеров — участников фильма имели на тот момент тоже 40-рублевую ставку: Бронислав Брондуков, Рина Зеленая, Евгений Стеблов.
За кинопробы всем им заплатили по ¾ ставки (соответственно, 37,5 и 30 рэ) и только Брондукова почему-то обделили, выписав ему всего 20 рублей. Но с оплатой затрат времени и творческих сил на фотопробы — никаких загадок: каждая из знаменитостей получила ровно 50% своей ставки.
Соло на кассовом аппарате
А теперь кое-что «денежное» из личного киноопыта. По молодости автору этих строк с компанией друзей довелось несколько раз поработать на съемочной площадке. Амплуа у нас было неизменное: музыканты ресторанного ансамбля. В бухгалтерских ведомостях мы проходили по категории «актеры третьего плана». На ступеньку выше, чем массовка, хотя надежд увидеть свою фамилию в титрах все равно никаких.
Зато материальная сторона выглядела куда более привлекательно. Если каждый из отобранных для участия в массовых сценах получал по 3 рубля за съемочный день, то «третьему плану» платили уже 7,5 рубля. К этому добавлялось еще столько же или даже больше за амортизацию привезенной с собой музыкальной аппаратуры (собственно, ради нее-то нас и брали на съемки). В итоге набегала приличная сумма.
Впрочем, не всегда такая калькуляция совпадала с реальным итоговым результатом. Серьезный «сюрприз со знаком минус» преподнес в 1984-м фильм Аллы Суриковой «Искренне ваш…».
Нашу музбригаду ожидало участие в очередных «ресторанных» эпизодах, которые на сей раз снимали в кафе-«стекляшке» «Юбилейное», расположенном на улице Карла Маркса (ныне Старая Басманная) рядом с линией железной дороги. Ради экономии средств киношники арендовали это заведение общепита на ночь.
Первые несколько часов прошли в привычном уже для такого творческого процесса «старт-стопном» режиме. Нас, музыкантов, то вызывали на эстраду, чтобы мы, «играя» (на самом деле звучала фонограмма), служили фоном для главных действующих лиц (в ролях Вера Глаголева, Виталий Соломин, Виктор Ильичев…), то отправляли «покурить», пока снимаются другие мизансцены.
Уже далеко за полночь был объявлен общий перерыв «на обед». Заранее зная, что никто в подобных случаях нас — «взятых со стороны», кормить не будет, мы предусмотрительно запаслись бутербродами и термосами с чаем. Оставалось только найти уголок для «пиршества».
Оглядевшись, решили устроиться в эксклюзивном месте — возле раздаточной, где посетители кафе берут себе на подносы выбранные блюда. Один из нас, гитарист Сергей, устроился в конце прохода — прямо на месте кассира.
По ходу трапезы он заинтересовался находящимся рядом кассовым аппаратом. Будучи уверен, что в неработающем кафе этот агрегат тоже отключен, наш товарищ решил «сыграть» на нем: когда еще представится случай постучать по кнопкам-клавишам такого «гаджета»! Щелк-щелк — в окошечке-табло выскочили вместо прежних нулей какие-то цифры. Щелк-щелк-щелк — их сменили другие… В разгар столь увлекательной игры вдруг появился администратор «Юбилейного», которого здесь оставили дежурить на время съемок. «Что вы делаете? Кто разрешил трогать кассовый аппарат!» — «Так он же не работает. Вон даже ленты для пробивки чеков нет». — «Но внутри контрольная лента заправлена. И на ней после ваших нажиманий отпечатались цифры, говорящие о суммах произведенных покупок. Это отчетный бухгалтерский документ, так что вам придется теперь заплатить». — «Мы же на самом деле ничего не покупали!» — «Не имеет значения. Согласно контрольной ленте — покупали!»
Чтобы скандал не дошел до руководства съемочной группы, пришлось выложить зафиксированную бдительным кассовым аппаратом сумму. Администратор определил, что наш гитарист «понажимал» в итоге аж почти на 20 рублей.
Так в результате неудачного эксперимента заработок Сергея на съемках «Искренне ваш…» фактически обнулился. Правда, в дебатах с представителем кафе мы все-таки выторговали себе право получить материальную компенсацию: раз деньги уплачены, подавайте за них еду! Конечно, посреди ночи никаких деликатесов в «Юбилейном» не нашлось, но один из нашей «бригады», ударник Вадим, не поленился и в последующие дни несколько раз приходил и ужинал в этой «стекляшке», пытаясь «проесть» потраченную сумму. Впрочем, «свести дебет с кредитом» у него так терпения и не хватило.