В свой небольшой (по величине зала) концерт в «Градский холл» Алена Свиридова сумела вместить неожиданно много. Кроме фирменного набора хитов и нескольких новых песен публике предложили небольшой хор, а также выход на сцену людей, которых в сценарии мероприятия, скорее всего, не было.
В самом начале действа Алена Свиридова призналась, что голос у нее сегодня проявляет характер, поэтому потребуется помощь зала. В таких случаях не всегда понятно, где проходит граница между истинным положением дел и артистической игрой, но публика сразу выразила желание подпевать. И голоса всех и каждого были хорошо слышны.
Компактные размеры зала и акустика, которую предложила певица, отлично подошли друг другу. Две гитары, рояль, контрабас и ударные звучали очень уютно, всех зрителей было хорошо видно, поэтому атмосфера отличалась приятной интимностью. Акустику Алена вместе со своими музыкантами начала играть в 2016 году, и с тех пор эта программа доведена до практически идеальной формы, в которой уже можно импровизировать.
«Даже если вдруг, кстати, это бывало, что-то случится и электричество отключат, на нас это никак не отразится, — заметила Алена Свиридова за несколько дней до концерта во время эфира из пресс-центра «МК». — Мы просто подойдем чуть поближе к краю сцены и точно так же продолжим наше выступление. Моего голоса хватит даже без усиления, акустическая гитара, контрабас и ударные тоже прекрасно прозвучат без электричества. Нас иногда спрашивают: «У вас вообще ничего не прописано, ну какие-нибудь бэки, звуки интересные?» Я говорю: «Нет, то, что играем, то и звучит. Поэтому есть ощущение действительно свободы».
С электричеством на этот раз повезло, и все работало без сбоев. С бэками тоже складывалось, причем иногда в режиме импровизации. «Здесь в припеве нужен хор, я одна не справлюсь, так что помогайте», — заметила Алена перед «Я Приду К Тебе На Помощь». И к припеву на сцене появились девушка и молодой человек, которых певица явно не ждала. Спонтанными бэк-вокалистами оказались певица Анна Романовская, известная по группе Cream Soda, а ныне сольная вокалистка, выступающая под именем Anna, и Григорий, младший сын Свиридовой. Обычно экспромты тщательно репетируют, но не в этот раз, и неформальный флер произвел на публику приятное впечатление.
Еще один гостевой выход оказался куда более постановочным, поэтому, конечно, был подготовлен. По словам певицы, некоторое время назад она увидела в Интернете выступление группы «Бозоны Хиггса». Те, кто относится к физике не как к странному предмету школьной программы, который следует немедленно забыть, возможно, знают, что бозон Хиггса — это неделимая частица, которая отвечает за механизм появления масс у других элементарных частиц. Существование бозона предположил еще в шестидесятых британский физик Питер Хиггс (отсюда и название), а в 2012 году частица была открыта в ходе исследований с применением адронного коллайдера. Иногда бозон Хиггса называют частицей Бога, и такое сравнение, наверное, обеспечивает мост между физикой и массовой культурой.
Участники сикстета «Бозоны Хиггса» (они называют себя вокально-исследовательским ансамблем) к физике отношения не имеют, но определенно раскладывают на атомы разные хиты и потом собирают их с помощью вокала и бит-бокса. Короткого знакомства в социальных сетях между Аленой и вокальными исследователями было вполне достаточно для совместного номера, в ходе которого «Розовый Фламинго» получил еще одну инкарнацию. Прямо не песня, а идеальный материал для экспериментов. Коллаб Алена + «Бозоны Хиггса» вышел немного комичным, совершенно не вписывающимся в то, что сейчас считают модным, и от этого наполненным каким-то свежим дыханием.
Кроме магистральных хитов в программе были и новинки. «Розы-Морозы» недавно вышла как сингл, а «Шампанское» пока звучит только на концертах, но ожидается к теплому сезону, когда песня про игристое с утра как средство пережить расставание будет больше соответствовать погоде. Нужно признать, что на четвертом десятилетии авторской практики Алена Свиридова все так же легко пишет непростые песни. Ее мелодии традиционно затейливы, тексты очень атмосферные, и звучит все это как будто вопреки громоподобным битам и басам. Но опыт певицы (подкрепленный стриминговой статистикой) подсказывает, что тихие песни не теряются среди громких.
«Помню, когда училась в школе, нас повели на экскурсию на кондитерскую фабрику. Это была мечта любого ребенка, когда приходишь, видишь цех, шоколадки, конфеты, и можно есть сколько влезет. Конечно, все наелись. А когда вышли, захотелось соленых огурцов. Я думаю, сейчас акустика и самая простая, тихая аранжировка — это как соленый огурец, которого очень хочется после приторно-сладкого. То есть после грома модных аранжировок, понтов, блесток, всей этой придуманной крутой-раскрутой жизни, — говорит Алена, — я пишу про те чувства, которые испытывает каждый человек. Людям это понятно, они могут послушать и сказать: «Да, у меня тоже такое было».
В финале концерта прозвучала «Просто Кончилась Зима». С учетом того, что все происходило в конце февраля, строчки припева получили поистине ритуальное звучание. Публика интеллигентно, но страстно-мечтательно подпевала, не жалела фонарики мобильных телефонов, и происходящее напоминало не концерт эстрадной звезды, а скорее нечто инди-сонграйтерское, неформальное, абсолютно не пафосное, гитарно-ламповое. «Она прямо наша Джонни Митчелл», — заметила одна дама уже в гардеробе. И такое сравнение не из надуманных.