Она придумала специальную программу для фестиваля искусств в южной столице
24 февраля в Зимнем театре давали балет. Да не простой, а спроектированный самой Светланой Захаровой – примой Большого театра, которую сегодня называют символом русского балета. Свою программу для 17-го Зимнего фестиваля искусств в Сочи Светлана Захарова собрала из классики и современного танца. Как призналась балерина «МК», сложилась эта история почти случайно – из предпочтений и пожеланий приглашенных ей коллег. Однако получился символический спектакль, склеенный из миниатюр о любви и борьбе.
Открывали вечер в Зимнем театре Елизавета Кокорева и Даниил Потапцев, которые танцевали Па де де из балета начала ХIХ века «Сильфида». Это романтическая история с трагическим концом: в погоне за призрачной мечтой, которую олицетворяет дух воздуха Сильфида, юный Джеймс теряет как свою земную невесту, так и видимую только ему одному чаровницу. Елизавета Кокорева настолько воздушно исполняла свою роль (казалось, ее руки живут сами по себе, превращаясь в бабочек), что с самого начала задала тон вечеру. Невыносимая лёгкость бытия прокатилась по залу.
Следом появилась сама Светлана Захарова вместе с Артемием Беляковым. Пара была блистательна – в прямом смысле слова. Они исполнили адажио из балета «Драгоценности» на музыку Петра Чайковского (хореография Джорджа Баланчина), который считается первым абстрактным балетом в истории. Артисты здесь одеты словно бриллианты – они ослепительны в лучах софитов. В этом умопомрачительной привлекательности – вся соль балета, ведь, ставя его в Нью-Йорке в 1967 году, Баланчин думал о прошлом – о покинутой им в 1924-м советской России и о Европе, откуда он уехал в США во тяжелое время Великой депрессии. Перед нами читая и прекрасная печаль – воспоминание о счастье, которое спустя годы сияет еще сильней драгоценным светом.
Следующая зарисовка переносит в древний Рим, где на фоне борьбы за свободу Спартак находит свою любовь Фригию, чтобы затем отказаться от нее ради идеи. Маргарита Шрайнер и Алексей Путинцев исполнили адажио из балета «Спартак» (хореография Юрия Григоровича) очень технично. Не танец – а чистый нерв.
Самой пронзительной точкой первого акта стал отрывок из балета «Человек» на музыку Мориса Равеля, исполненный современным танцовщиком Александром Могилевым. Первый в советской истории рок-балет написан Александром Градским по известному произведению Киплинга. Могилев выбрал тот самый момент, когда, выросший среди звери, Маугли, осознает, что он Человек. Перед нами боль, метания, думы. Осознание человеческой природы – в вечных поисках себя и смысла всего сущего. Действие разворачивается на ярко красном фоне, от которого мурашки по телу. В финале, после техничного балета вперемешку с брейк-дансом, танцовщик падает во тьму, словно проваливаясь в бездну.
Это напряжение снимает адажио из балета «Щелкунчик» на музыку Чайковского – в исполнении Екатерины Крысановой и Владислава Лантрасова. А в финале первого акта вновь появляется Захарова – в образе умирающего лебедя. Хореографическая миниатюра, поставленная Михаилом Фокиным на музыку Камиля Сен-Санса в 1907 году для Анны Павловой, стала хрестоматийной. Лебедь проживает целую жизнь за две с половиной минуты. Русская версия отличается от французской: по Сен-Сансу лебедь не умирает, а по Фокину – смиренно складывает крылья перед неизбежной кончиной.
Вторая часть программы тоже построена на контрасте. Началась с зажигательного отрывка из балета «Кармен», исполненного Елизаветой Кокоревой и Даниилом Потапцевым, а продолжилась «Откровением» («Revelation») – драматической миниатюрой, которую поставила японский хореограф Мотоко Хирояма на музыку из фильма «Список Шиндлера». Здесь партнером Светланы Захаровой становится стул, с которым она, словно сама с собой, ведет напряженный диалог телом. О чем он, мы хорошо знаем по фильму, слоганом которого стала цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».
Продолжило вечер Па де де из балета «Пламя Парижа» (хореография Василия Вайернена), где мы снова, как в «Спартаке», оказываемся свидетелями любовной истории на фоне восстания, но теперь уже не в Риме, а во Франции конца XVIII века. Следом – острая зарисовка на музыку Рахманинова, которую Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов исполняли в костюмах цвета потухающего огня. И еще один выход Александра Могилева, который исполнил миниатюру на собственную хореографию. Ее он назвал – «Представь, Саша». Это диалог с самим собой – о смысле жизни. В качестве альтерэго выступает игрушечный механический котик, который тоже умеет танцевать. В финале фиолетовый луч высвечивает его фигуру, которая насмешливо двигает бедрами, словно давая ответ на вопросы, заданные в «Человеке» и «Откровении». Очень многое происходит в человеческой голове и только там. То, что заставляет нас корчиться, метаться и гнаться за чем-то непостижимым. Умирать и рождаться каждый день заново, как сделали это артисты гала-концерта Захаровой. Однако финал – утешительный. Перед нами снова Светлана Захарова со своим партнером Артемием Беляковым – в миниатюре «История танго» на музыку Астора Пьяцоллы. Это памятник красоте, танцу, ритму, движению, которые продолжаются всегда и вопреки всему.