Документальное кино на фестивале: европейский проект российского режиссера и грузинский взгляд на СССР
24 февраля 74-й Берлинский кинофестиваль объявит своих лауреатов. В его основном конкурсе состоялась премьера франко-немецкого документального фильма «Архитектон», снятого российским режиссером Виктором Косаковским, много лет живущим в Испании. В программе Forum Special советско-грузинский режиссер Лана Гогоберидзе участвует с автобиографической неигровой картиной «Мать-дочь».
«Архитектон» — одна из 20 картин основного конкурса Берлинале. В нем представлено только два неигровых фильма – еще и «Дагомея» франко-сенегальского режиссера Мати Диоп. Она рассказывает о том, как Франция возвращает своей бывшей колонии в Западной Африке вывезенные произведения искусства королевства Дагомея, существовавшего на территории нынешнего Бенина.
Новый фильм Косаковского стал заключительной частью растянувшейся на целое десятилетие трилогии «Эмпатия». Виктор снимает редко, поскольку у него масштабные проекты, связанные со сложной географией и требующие большого финансирования, которое он никогда, живя в Петербурге, не получал. Первая часть трилогии «Да здравствуют антиподы!» открывала в 2011 году Венецианский кинофестиваль. Мировая премьера «Акварели» в 2018-м также состоялась в Венеции — впервые в истории в фильме Косаковского не 24 кадра в секунду, а 96. Второй фильм трилогии стал гимном воде, перед стихией и мощью которой человек беспомощен. Природа мстит ему за самонадеянность.
Заключительный «Архитектон» — симфония о хрупкости мира, разрушении цивилизации на примере архитектуры, особенно уязвимой в период современных катаклизмов. Ее разрушают природная стихия и человек. Античная архитектура чудом выстаивает, а современная исчезает, поскольку создана из бетона. Ради него взрывают горы, так что летящие камни сметают все на своем пути. Их перерабатывают в бетон, и уже новые унылые конструкции вскоре «украсят» Землю. Землетрясение 2023 года в Турции разрушило сотни бетонных домов. Их обломки увозят, чтобы в очередной раз использовать для возведение не менее блеклых строений. Зато изящные греческие колонны, храм Юпитера в ливанском Баальбеке, построенный древними римлянами, до сих пор стоят, поражая величием и красотой.
Название фильма отсылает к определению Каземира Малевича. В корпусе «Бенуа» Русского музея в Петербурге представлена его супрематическая гипсовая модель «Архитектон «Альфа» 1920 года. Для Малевича это архитектурная формула новых форм. Его геометрические фигуры словно бы врезались друг в друга. Малевич — автор десятка архитектонов из картона, гипса и дерева. Свои работы он рассматривал как модели космических конструкций, которые в недалеком будущем могут быть использованы в космической индустрии, и на таких станциях будут жить люди. Архитектоны Малевича, по мнению швейцарско-французского архитектора Ле Корбюзье, воздействуют на чувства зрителя, вызывая эстетические эмоции, приобщая к постижению гармонии мира и познанию красоты. Виктор Косаковский движется в этом же направлении. Его фильм перешагнул привычные границы документалистики.
Помимо режиссера «Архитектон» представлял на фестивале итальянский архитектор Микеле де Лукки, ставший героем фильма. На экране показан каменный круг, который он выстроил в своем саду. Человек в него войти не может. Зато дорога открыта для собак и лошадей. По словам режиссера, человек – часть природы, но есть места, куда ему вход запрещен. Музыку к фильму написал давно живущий во Франции композитор Евгений Гальперин. Он также принимал участие в пресс-конференции и представлял картину.
В программе Forum Special – три показа документального фильма «Мать-дочь» 95-летнего классика советского и грузинского кино, режиссера Ланы Гогоберидзе. Два сеанса уже состоялись, последний запланирован на заключительный день Берлинале, но билеты давно проданы.
Лана Гогоберидзе в 1953 году окончила мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе, сняла фильмы «Под одним небом» (дебют), «Я вижу солнце», «Вальс на Петчоре», «День длиннее ночи», «Переполох», «Несколько интервью по личным вопросам» с Софико Чиаурели в главной роли. Ее картины были показаны на Каннском и Венецианском кинофестивалях. В 1984 году Лана Гогоберидзе была членом жюри 34-го Берлинале.
Ее отца арестовали в 1937 году и расстреляли. Ее мама — Нуце Гогоберидзе — стала одной из первых советских женщин-режиссеров и первой женщиной-режиссером в Грузии. В 25-летнем возрасте Нуце сняла свой дебютный фильм «Их царство». Вскоре ее кинокарьера оборвалась. После ареста и смерти мужа она десять лет провела в ГУЛАГе как «член семьи изменника родины». После освобождения Нуца Гогоберидзе занималась переводом европейских сказок на грузинский язык. Лана Гогоберидзе тоже переводила на грузинский язык поэзию Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Бродского, Ахмадулиной, занималась переводами французской поэзии. Еще до поступления во ВГИК она окончила филфак Тбилисского университета, а позднее защитила диссертацию. Недолгое время она училась у Георгия Товстоногова в Тбилисском театральном институте, пока он не уехал из Тбилиси.
О трагической жизни своей матери и частично о своей, пришедшейся на сталинское время и годы войны, Лана Гогоберидзе и сняла фильм «Мать-дочь». В этом ей помогала ее собственная дочь и режиссер Саломе Алекси (Нуца Алекси-Месхишвили). Лана Гогоберидзе совершила путешествие в прошлое и рассказала о сильных и свободных женщинах, чьи жизни выпали на сложные времена. Она нашла в киноархивах фильмы своей матери, уникальные и запрещенные когда-то материалы, которые частично и вошли в картину «Мать-дочь».