Нашим большим и сложным мозгом мы обязаны древним вирусам. К таким выводам пришли ученые из Кембриджа, научная статья вышла в Cell, сообщает Phys.org.
Авторы обнаружили, что генетический элемент, полученный из ретровируса, ретротранспозон, необходим для производства миелина у млекопитающих, амфибий и рыб. Последовательность, которую они назвали «ретромиелиновой», скорее всего, является остатком древней вирусной инфекции. А ее сравнение у млекопитающих, амфибий и рыб позволяет предположить, что события ретровирусной инфекции и вторжения в геном происходили отдельно в каждой из этих групп. Примечательно, что еще недавно этот участок генома у млекопитающих считался некодирующим.
«Ретровирусы были необходимы для развития эволюции позвоночных», — говорит старший автор, нейробиолог Робин Франклин.
Миелин — сложная жировая ткань, которая покрывает аксоны нервов позвоночных. Это обеспечивает быструю проводимость импульса без необходимости увеличения диаметра аксонов, что означает, что нервы могут быть расположены ближе друг к другу. Он также обеспечивает метаболическую поддержку нервов, а это означает, что нервы могут быть длиннее. Миелин впервые появился на древе жизни примерно в то же время, что и челюсти.
«Эволюционное стремление ускорить проведение импульсов по нашим аксонам понятно: более быстрая проводимость импульсов означает, что вы можете ловить предметы или быстрее убегать от них», — говорит Франклин.
Человек на 8% вирус. Но именно это делает нас многоклеточными
Впервые удалось восстановить ДНК «убийцы бактерий» возрастом более 5000 лет
Обнаружена особенность змеиного яда, делающая его еще более смертоносным