Смайлы-эмодзи выполняют важную функцию в наших сообщениях, заменяя невербальные сигналы — такие, как жесты и выражения лица. Но до сих пор индивидуальные различия в их восприятии широко не оценивались. В новом исследовании британские ученые выяснили, что на понимание эмодзи тем или иным образом влияют не только культурные различия в разных странах, но также пол и возраст пользователя. Его результаты опубликованы в журнале PLOS ONE.
Авторы исследования предложили 523 участникам из Великобритании и Китая указать, с какими эмоциями они ассоциируют смайлики. Для эксперимента отобрали эмодзи, символизирующие шесть чувств: счастье, грусть, злость, удивление, испуг, отвращение. При этом участникам не говорили, какая картинка какой эмоции соответствует по классификации разработчиков, а смайлы были выбраны из наборов платформ, использующихся как в Британии, так и в Китае: Apple, Android, WeChat и Windows.
Ожидаемо, представители разных культур по-разному оценили некоторые картинки. Участники из Великобритании в целом более точно определили все эмоции, кроме отвращения. При этом до опроса они были знакомы только с «грустным» и «счастливым» эмодзи из шести предложенных — а значит, разницу нельзя объяснить тем, что британские участники просто знали ответ.
«Кроме того, интернет-пользователи могут использовать смайлики для разных целей. Было высказано предположение, что китайские пользователи редко используют счастливые смайлы для выражения счастья. Вместо этого они используют их в негативном значении, например, как сарказм. Наконец, различия могут также быть связаны с тем, что шесть «универсальных» эмоций, которые использовались в текущем исследовании, ярче выражаются в западной среде, чем в восточной», — добавляют исследователи.
Однако, и два других фактора, пол и возраст, также повлияли на результаты. Женщины точнее определяли эмоции, чем мужчины. При этом представители обоих полов почти всегда верно называли удивление. Возможно, это связано с тем, что женщины больше внимания уделяют глазам, а мужчины рту — и при этом идентификация удивления, согласно данным других исследований, требует анализа мимики как верхней, так и нижней части лица.
«Результаты показали общее преимущество в точности среди более молодых участников. Этот вывод частично совпадает с предыдущими данными о том, что молодые люди более точно распознают эмоции, чем пожилые люди», — добавляется в статье.
При этом любопытным наблюдением стало то, что на точность идентификации отвращения не повлияли ни пол, ни возраст, ни культура. Этот эмодзи правильно определяли реже всего. И это перекликается с предыдущими исследованиями, в которых также реже всего и по лицам, и по смайлам определяли отвращение и страх.