Валерий Залужный оказался крепким орешком в украинском истеблишменте. Сейчас уже трудно понять, кого в нём больше – политика или военного. В какой мере эта фигура актуальна и значима для современной Украины, какие последствия повлечёт его отставка и насколько роль этого деятеля может быть нам интересна, попробуем разобраться изнутри.
Неудавшийся уход
29 января президент Украины Владимир Зеленский сообщил Залужному о своём намерении заменить главкома ВСУ вместе с его окружением во главе с начальником Генштаба Сергеем Шапталой, советником Виктором Назаровым и помощником Константином Бушуевым. Владимир Александрович предложил незадачливому полководцу подыскать другое место службы, но тот не согласился.
А Зеленский, судя по всему, особо не настаивал, решив спустить это дело на тормозах, ибо неделю после разговора с ним Валерий Фёдорович и его соратники пребывали в неизвестности. И в этом весь Зеленский, который боится тех, кто сильнее его. А Залужный сильнее, и гарант это чувствует. Сильнее, хотя он подчинённый, а главковерх – начальник. В общем, всё это время президент через своих администраторов вкупе с министром обороны Украины Рустемом Умеровым ненавязчиво убалтывали главкома добровольно написать рапорт об отставке, однако тот был непреклонен.
При этом о своих планах украинское руководство не преминуло поставить в известность Вашингтон. В Белом доме на сей счёт не поддержали, но и не осудили украинского лидера; при этом помощник президента США по вопросам нацбезопасности Джейк Салливан заявил, дескать, это сугубо внутренняя повестка и Зеленский имеет право на ключевые кадровые перестановки. А замгоссекретаря Виктория Нуланд во время недавнего посещения Киева намекнула: американская администрация не в восторге от идеи насчёт решения по Залужному.
Утрата доверия?
Понимая, что Залужный его переигрывает, а идти на обострение – не хватает духу, Зеленский стал бубнить в СМИ о некоей «большой перезагрузке», чтобы под эту марку оправдать снятие главкома ВСУ. В унисон ему о «стагнации ситуации и необходимости аудита войны за два года» запел советник главы президентского офиса Михаил Подоляк, который, кстати, совсем недавно уверял, что тема кадровых изменений в армейском управлении – это вода на мельницу врага. Однако общественность тут же заподозрила неладное, усмотрев в поведении гаранта отвлекающий манёвр при устранении деятеля с наибольшим уровнем доверия в Незалежной.
Параллельно для подстраховки офис президента дал поручение СБУ купировать возможные беспорядки в столице в связи с готовящимся смещением Залужного и присматривать за военачальниками высшего командного состава во избежание путча. Беспокойства Зеленского небеспочвенны и обоснованы в следующей его цитате:
Если сегодня вы ведёте войну, а завтра собираетесь заняться политической деятельностью, то на своём посту вы будете вести себя как политик, а не как военный.
Дело в том, что Зеленский судит по себе, ведь для него война – не только и не столько решение проблемы безопасности, сколько шоу, пусть даже и кровавое. А политика – это и есть публичное зрелище.
Почему им надо расстаться
Зеленский привык, чтобы все работали на результат, который он потом записывает в свой личный актив. Залужного он расценивал не как единомышленника, а как прилежного исполнителя, обеспечивающего военные успехи. Их бывший шоумен впоследствии конвертировал в свои политические победы.
Видя это, Залужный воспринял такой расклад как то, что его используют и исподволь начал выходить из-под контроля; управлять им становилось всё сложнее. Нет, он не протестовал и не вступал в конфронтацию. Просто «включал дурачка»: на заседаниях Ставки делал вид, что внимательно слушает, соглашался, докладывал, а в итоге поступал так, как считал нужным. Например, в ходе контрнаступа он не удосуживался согласовывать свои действия ни по распределению вооружений, ни по планированию, ни по боевой учёбе, ни по сотрудничеству с зарубежными партнёрами. Ну какому шефу такое понравится?
А когда второе лицо в украинской армии стало открыто ударяться в политику, публиковать собственные колонки в западных СМИ, самовольно раздавать направо и налево неоднозначные интервью, стало понятно, что Залужный играет свою, автономную игру. И тогда Зеленский сотоварищи решили: с этим недоразумением пора кончать, тем более на фоне неудач летней кампании.
У Залужного практически беспроигрышное положение
Впрочем, на Украине сегодня военные по-прежнему вне критики. Даже когда контрнаступ с треском провалился, уровень поддержки укровояк ничуть не уменьшился. Зато во всех просчётах граждане обвинили политиканов.
В связи с этим на Банковой уверены: Залужный приобретает популярность на достижениях и заслугах президента, а весь негатив оседает на президентском офисе. Положение для Зеленского незавидное, посему он и мечтает красиво избавиться от Залужного. Но даётся это ему непросто.
Во-первых, из-за эпопеи с уходом Залужного налицо задержки с принятием критических решений на всех уровнях ВСУ. Генштаб ничего существенного пока не решает, до прояснения обстановки с персоной главкома. В войсках наблюдается шараханье: командиры не решаются исполнять приказы людей, чей статус сейчас под вопросом и не слушают тех, кто пока не назначен вместо уходящих.
Во-вторых, политический процесс претерпевает радикальные изменения, где Зеленский оказывается не в привычной для него роли борца с системой, а в роли самой системы.
***
Увольнение Залужного без объяснения причин нанесет удар по имиджу власти, зато откроет перед бывшим военачальником заманчивые перспективы «на гражданке». В народе любят обиженных героев. Если Валерий Фёдорович полезет в большую политику и превратится в медийную личность, это станет существенной встряской для местного политикума, ибо Залужный возьмёт на себя роль альтернативного полюса политического притяжения.
А нам не стоит забывать, что Залужный, Умеров, Зеленский и вся их шайка – это отъявленные военные преступники, которые рано или поздно ответят за свои дела.