Сегодня утром, в четверг 25 января, Японское космическое агентство провело пресс-конференцию, на которой сообщило о состоянии SLIM. Небольшому зонду удалось совершить посадку 19 января, но связь в тот день длилась недолго, так как SLIM не смог зарядить свои батареи и поэтому был преждевременно отключен.
Через несколько часов после посадки JAXA сообщило о состоянии аппарата, подтвердив, что посадка на Луну состоялась, но солнечные батареи не были ориентированы для зарядки аккумуляторов.
Во время конференции 25 января были обнародованы данные, полученные с помощью телеметрии спускаемого аппарата, а также данные, полученные с помощью малого ровера LEV-1 и LEV-2. Из этих данных стало понятно положение спускаемого аппарата и некоторые проблемы, возникшие во время спуска. Однако SLIM еще не включился снова. Он будет оставаться под лучами Солнца до 1 февраля, когда закончится лунный день.
LEV-2 сначала удалось обнаружить посадочный модуль и сделать его фотографию, отправив ее на LEV-1, который затем передал ее на Землю. На снимке видно, что аппарат перевернут на одну сторону. Посадочные ноги SLIM находятся с левой стороны, двигатели — с верхней, а солнечные батареи — с правой. Фактически, SLIM в нескольких метрах от поверхности (около 3) должен был наклониться и приземлиться «на бок».
На снимке, полученном с LEV-2 слева, видно колесо этого небольшого ровера, как и справа, а линия посередине — это потеря данных, которую, по словам представителей JAXA, они все еще изучают.
Два лунохода LEV
LEV-1 проработал около 1 часа 51 минуты, что дольше, чем ожидалось. За это время он также совершил 6 различных прыжков, которые были частью основной миссии этого лунохода. JAXA сообщило, что луноход перегрелся до 70 градусов, но он может снова запуститься.
LEV-2, с другой стороны, правильно включился, открылся и двинулся, активировав свою автоматическую систему обнаружения посадочной платформы. Благодаря этому алгоритму он смог обнаружить посадочную платформу, сфотографировать ее и отправить фотографию по беспроводной связи на LEV-1, который затем отправил ее обратно на Землю.
Проблемы SLIM
Один конкретный вопрос, который еще предстоит прояснить, касается фазы спуска SLIM. Похоже, что примерно в 50 метрах от поверхности одна из форсунок основного двигателя (состоящего из двух разных форсунок) отсоединилась. Это привело к изменению тяги на 55% от тяги двух основных двигателей (не общей тяги), что было отмечено во время телеметрии.
На этой высоте скорость спуска была уже достаточно низкой, а тяга достигалась даже при поддержке вспомогательных двигателей, что означало, что посадочный аппарат не был потерян.
Нет никакой точной информации о причине этой проблемы, кроме того, что JAXA назвала ее внешней причиной, но этот термин, используемый в японском языке, очень общий, и пока неясно, что он означает.
Успехи SLIM
Уже на первой пресс-конференции, состоявшейся через несколько часов после посадки на Луну, JAXA дало понять, что минимальным успехом миссии будет достижение точной посадки на Луну. На самом деле SLIM должен был протестировать систему наблюдения за поверхностью в режиме реального времени, добившись точности менее 100 метров в запланированном месте посадки.
По данным, полученным с помощью телеметрии посадочного аппарата, JAXA объявило, что точность системы наведения посадочного аппарата достигла 50 метров. SLIM также снизился до 11,8 метра от прогнозируемого места. На верхнем снимке синие точки — это центры снимков, сделанных SLIM во время спуска. Похоже, что смещение этих двух точек относительно друг друга может быть связано с проблемой сопла, описанной выше, но это пока не подтверждено.
Тем не менее точная посадка была подтверждена, что делает миссию успешной в соответствии с критериями JAXA. Кроме того, работа двух луноходов LEV подтвердила несколько испытательных технологий, разработанных в Японии. LEV-2 стал самым маленьким действующим объектом на поверхности Луны в истории.