Новый альбом Green Day стал первым в новом году релизом, по поводу содержания которого можно ломать копья. Вряд ли свежие треки группы, чья карьера продолжается больше тридцати лет, способны стать большой музыкальной новостью. Однако большая с точки зрения рынка команда — и Green Day такой, безусловно, является — все еще остается поводом для дискуссий. Прибавьте к этому политизированный контекст панк-рока — и получится на злобу дня.
Билли Джо Армстронг, Майк Дёрнт и Тре Кул сидят на ящиках для сценического оборудования и стараются максимально емко и по-панковски отвечать на вопросы журналистов, собравшихся перед их выступлением в Irving Plaza в Нью-Йорке. В рамках промо нового альбома Saviors панк-трио играет серию концертов, получивших название Small Stage Series.
Вместо привычных арен большая группа выступает на исторической нью-йоркской площадке вместимостью не больше тысячи человек, а также на платформе подземки или в лондонском пабе. Очень уютно, хотя страсти на таких концертах кипят нешуточные.
Главным участникам Green Day сейчас чуть за пятьдесят, но занимаемые ими должности панк-мессий предполагают вечную молодость и зубоскальство. Поэтому косухи, узкие брюки, взъерошенные и выкрашенные в призывные цвета волосы, смоки-айс плюс хорошая старомодность во взглядах.
«Социальные сети отлично подходят для детишек, но если вы ищете свою музыку с помощью алгоритмов, то это просто ваша лень. Нужно очистить историю поиска, чтобы найти что-то новое», — меланхолично замечает басист Майк Дёрнт.
«В Сети очень много вранья. Но есть те, кто ставит себе медицинские диагнозы через ТикТок. Это же абсурд, — говорит Билли. — Я вот не люблю писать в социальных сетях о политике, потому что так помогаешь сумасшедшим, которые просто спорят. Я пишу об этом в своих песнях».
В общем, все по делу и в рамках имиджа. Мы же любим панков еще и за эффектный антураж. Чтобы говорили немного, но достаточно, шутили по делу и ненавидели большую политику. Конечно, к этому неплохо бы прибавить музыку, и на этот счет Green Day начала 2024 года мало кого разочаровывает.
Saviors — четырнадцатый альбом группы, и на таком этапе уже можно прощать музыкальный маразм. Впрочем, по части последнего панк-звезды неплохо себя реализовали на прошлом релизе Father Of All Motherfuckers, вышедшем четыре года назад. На той пластинке взрослые мужчины решили выдать образцовый истеричный поп-панк, но пренебрегли весьма мудрым правилом о том, что в музыкальном бизнесе даже истерику лучше сначала продумать.
Новый альбом чем-то напоминает недурно спланированную спецоперацию (расхожая нынче дефиниция) глобального масштаба. Музыканты начали забрасывать в народ синглы еще с осени прошлого года, к дате релиза были доступны уже четыре песни, по которым стало понятно, что группа после передышки снова хочет делать громкие заявления.
Перед Новым годом Green Day сыграли на телевидении хит двадцатилетней давности American Idiot, изменив текст песни в угоду моменту. Вместо строчки «I’m not a part of redneck agenda» («Я не участвую в программе деревенщины» — явное «посвящение» тогдашнему президенту Джорджу Бушу-младшему) лидер группы спел: «I’m not a part of MAGA agenda» («Я не участвую в программе MAGA» — недвусмысленное отношение к Make America Great Again Дональда Трампа). Американские музыканты могут себе позволить оплевывать действующие и будущие власти, и, как правило, им за это ничего не бывает. Первая поправка конституции…
Понятное дело, посыпались комментарии, и даже Илон Маск не удержался, отметив, что группа переходит «от ярости против машины к откровенной ярости за нее», очевидно, намекая на сложившуюся ситуацию, в которой те, кто сейчас против Трампа, определенно играют за Байдена, а к нему лично у Маска, наверное, немало вопросов. Если же смотреть на все это со стороны, то хочется сделать комплимент за отменную шумиху прямо перед релизом политизированного панк-альбома и порадоваться, что артистов не объявляют тут же врагами государства.
Полезно вспомнить, чем запомнился кроме сумасшедших тиражей и стадионного тура вновь всплывший альбом American Idiot. Пластинка вышла в 2004 году и стала для Green Day возвращением в лигу музыкальных тяжеловесов. Куча хитов, заигрывание с жанром рок-оперы и довольно точно отраженная рефлексия креативного класса по поводу трагедии 11 сентября и иракской войны. По крайней мере в двух треках высказывалось активное несогласие с политикой «идиота», что, впрочем, не помешало группе покорить все чарты и получить целый вагон самых разных наград.
Спустя двадцать лет поводов для проклятий стало не меньше, и Green Day не стесняются в оценках. В двух программных треках альбома, открывающем American Dream is Killing Me и Strange Days Are Here To Stay, всплывает настроение American Idiot, которое снова очень кстати. «С тех пор как умер Боуи, все изменилось», «бабули сидят на фентаниле», «все расисты», «мы в осаде на своей частной территории»… Нужно признать, что обличитель из мистера Армстронга весьма убедительный, и даже подростковые выкрики в духе «от медиа хочется блевать» здесь нелишние.
Сильная сторона Saviors еще и в том, что социальная озабоченность не обедняет альбом в музыкальном отношении. Разгульный панк-рок треков Look Ma, No Brains и Bobby Sox здесь оттенен совсем неглупыми и даже сентиментальными Suzie Chapstick, Goodnight Adelaine и весьма богато аранжированной Father to a Son.
В целом Green Day продолжают уверенный путь по бульвару разбитых мечтаний, и злоба вперемежку с пессимизмом по-прежнему отлично монетизируются.