ИЗ ДОСЬЕ «МК»
Леонид Ярмольник появился на свет на станции Гродеково в пограничном районе Приморского края. Отец — военный, мать — лаборант в клинической лаборатории. Детские и школьные годы его прошли во Львове. Окончил театральный институт им. Бориса Щукина, работал в Театре на Таганке, лауреат Государственной премии России, трижды лауреат кинопремии «Ника».
Леонид Ярмольник снялся более чем в сотне картин: «Трудно быть богом» Алексея Германа, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова, «Красное и черное» Сергея Герасимова, «Сыщик» Владимира Фокина, «Паспорт» и «Орел и решка» Георгия Данелии, а потом стал продюсером его последней анимационной картины «Ку! Кин-дза-дза», помог режиссеру ее завершить. В его послужном списке «Ищите женщину» и «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой, «Стиляги» и «Одесса» Валерия Тодоровского, «За нас с вами» Андрея Смирнова… В последнем фильме Глеба Панфилова «Иван Денисович» Леонид Ярмольник читает закадровый авторский текст. А совсем скоро мы его увидим в роли профессора Стравинского в «Мастере и Маргарите» Михаила Локшина. А когда-то он играл Азазелло и Коровьева в легендарном спектакле Юрия Любимова в Театре на Таганке. Накануне юбилея Леонид Ярмольник записывает аудиокнигу «Мастер и Маргарита».
«Или я, или Ярмольник», — кричал Этуш
Он истинный щукинец, то есть обладает отличным чувством юмора. А этой наукой, как и актерским мастерством, он обязан своим учителям — Юрию Васильевичу Катину-Ярцеву и Александру Анатольевичу Ширвиндту. «Я надышался ими, — говорит Леонид Ярмольник. — Благодаря тому, что они были в моей жизни, я понимаю, что такое хорошая, неуместная или плохая шутка». По воспоминаниям Ширвиндта, у которого учеников огромное количество, в «Щуку» пришел поступать юноша с незавидной внешностью, которая по катастрофичности своей приравнивалась к внешности Хазанова. Тем не менее он поступил, и педагог Ширвиндт делал с ним отрывки, дипломный спектакль по Хармсу. Но постепенно, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, они стали друзьями. И эти дружеские отношения всегда существовали параллельно с наблюдениями учителя за ростом ученика. А студент Ярмольник всегда шел своим путем и не терпел штампов даже в маленьких работах. Так, в дипломном спектакле «Три мушкетера» (постановщик Владимир Шлезингер) Леонид играл господина де Жюссака, выходившего в спектакле всего с одной фразой: «Мушкетеры, вы что, собрались здесь драться?» Так эту единственную фразу на репетиции он произносил с одесским акцентом. Режиссер, оценив находчивость студента, акцент все же отменил.
Его прямой, вспыльчивый характер проявился в институте. Отстаивая правоту, мог заспорить с артистом, облеченным званиями, и однажды чуть не подрался с Этушем. Студент Ярмольник репетировал в современной пьесе 80-летнего главного редактора газеты, причем без грима — только старый костюм и ходил как старик. Все были в восторге, только Владимир Абрамович Этуш, находившийся в этот момент в зале, стал ему подсказывать, а студент Ярмольник стал с педагогом спорить. В результате свидетели наблюдали такую картину: Ярмольник в запальчивости швырнул в оркестровую яму стул, а Этуш в сердцах два ряда оторвал от пола и потом пошел к ректору со словами «или я, или Ярмольник!». Остались оба.
«Лёня создал себя сам. Он брезглив к стереотипам. Его пластические миниатюры, наблюдения за животными и изображение неживых предметов — это же он придумал, — считает Ширвиндт. — А еще он невероятно предан и, если что, грудью, руками, слезами, деньгами встает на защиту своего человека, при этом оставаясь артистом, и творцом, и дедом, и так далее».
Четырнадцать лет с Германом «сделали меня другим»
Целых 14 лет продолжалась работа над фильмом «Трудно быть богом» по роману братьев Стругацких. Когда Алексей Герман пригласил Ярмольника на пробы, тот чуть с ума не сошел от внезапно свалившегося счастья. Выбор Германа многих удивил, ведь Ярмольник был в то время популярным шоуменом, и казалось, что о серьезной актерской работе можно забыть, тем более у самого Германа. Это было что-то невероятное. Ради роли дона Руматы Ярмольник покинул телевидение, хотя это не единственная причина его ухода.
Возможно, в выборе Германа свою роль сыграла и другая картина. Профессионалы хорошо помнят «Барак» Валерия Огородникова, вышедший в 1999 году, где Ярмольник наперекор всем представлениям о себе сыграл инвалида-фотографа из послевоенного уральского городка, доказав, что он серьезный драматический артист. Тогда Леонид стал еще и продюсером фильма, который невозможно было завершить из-за нехватки финансирования. Он спас его, а потом получил Госпремию за свою роль… второго плана.
Совместная работа с Германом начиналась как абсолютное счастье. Никто и не предполагал, что она растянется на долгие-долгие годы. Помимо радости на съемочной площадке случались постоянные ссоры. Ярмольник и Герман обижали друг друга и обижались друг на друга. «У Германа сложный характер, но и я не сахар», — говорил наш юбиляр. Не раз он готов был хлопнуть дверью, все бросить, уйти навсегда. Иногда репетировали неделю, чтобы снять один кадр. Сохранившаяся хроника съемочного процесса свидетельствует о том, что Ярмольник был на грани.
Картина «Трудно быть богом» вышла после смерти Алексея Германа в 2013 году. Закончить он ее не успел. Это сделали его сын Алексей Герман-младший и жена Светлана Кармалита. За роль дона Руматы Леонид Ярмольник получил кинопремию «Ника». «Пульс выше нормы. Почему так трясет, не знаю», — сказал он в тот момент. И потом не раз повторял, что встреча с Германом сделала его другим. По сути, вписала в историю мирового кино. С тех пор отсчет для него стал другим. Герман не ошибся, разглядев в Ярмольнике то, чего не видели другие: умение легко соединить драматизм и ироничность. Благодаря сдержанности, лаконичности, скупости внешних проявлений, внутренней сосредоточенности роль получилась. Светлана Кармалита, обращаясь к Ярмольнику, произнесла: «Лёня, ты на сто процентов заработал свою «Нику» сам. Я это видела и подтверждаю».
Интуитивное продюсирование и дружба с Тодоровским
Картину «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского, вышедшую в 2004 году, Леонид Ярмольник считает наиважнейшей в своей биографии. Он сыграл там журналиста Юлика, который узнает, что у него есть взрослый сын Павел, вернувшийся инвалидом с чеченской войны. Они встречаются в Москве, но принять этого странного и, по сути, чужого человека, не способного избавиться от ужасов войны, всюду видящего врагов, очень трудно. «Мы сняли картину про то, что можем сделать со своей жизнью. Это обычная история обычной московской семьи, в которую входит война без выстрелов», — говорил Леонид Ярмольник после премьеры.
Он стал продюсером картины, а позднее продюсировал и другие фильмы Валерия Тодоровского: «Тиски», «Стиляги», «Одесса», где сыграл практически своего отца — так чувствовал свою роль, тоже ставшую любимой. Ярмольник говорит, что занимается продюсированием интуитивно, доверяя себе больше, чем кому-либо еще, и за промахи отвечает персонально. Валерия Тодоровского он считает близким другом и готов с ним работать всегда. А познакомил их когда-то Олег Янковский. С тех пор они вместе. Уже больше 20 лет.
«Она звезда. Ее надо беречь»
В кино Ярмольник снимается чаще, чем выходит на сцену. В «Современнике» у него два спектакля, появившиеся в репертуаре театра с его легкой продюсерской руки. А какие у него там партнеры: Сергей Гармаш в новогодней комедии «С наступающим!» и Марина Неелова — тоже в комедии «203–205» по пьесе Нила Саймона «Калифорнийская сюита»! В этой постановке интересно наблюдать всё: забавную коллизию с путаницей гостиничных номеров, виртуозную, прямо-таки каскадную игру Нееловой и Ярмольника. Но тут, пожалуй, самое неожиданное — Ярмольник как партнер. Кажется, что он и вышел-то на сцену ради Нееловой: чтобы быть у нее на подхвате, чтобы ее подавать публике как яркую звезду «Современника», потому что искренне убежден: Марина и есть этот театр. И добавляет: «И всем надо ее беречь».
Открытка от Аллы Суриковой
С кинорежиссером Аллой Суриковой Леонида Ярмольника связывает долгая дружба. Аллу Ильиничну он называет человеком, многое определившим в его творческой судьбе. Благодаря ей он начал играть в кино большие роли. Их первая встреча произошла в самом начале 1980-х благодаря Александру Абдулову, который привел своего друга на съемки фильма «Ищите женщину». Изначально небольшая роль французского полицейского благодаря новобранцу превратилась в большую и очень важную. Герой Леонида Ярмольника пытается отыскать сбежавшего покойника, который то ли был, то ли пригрезился странной даме в исполнении изумительной грузинской актрисы Софико Чиаурели. У них там изящные парные пикировки, наполненные тонкой иронией и юмором. Теперь кажется невероятным, что Алле Суриковой приходилось отстаивать перед худсоветом кандидатуру Софико Чиаурели. Партнерами Леонида Ярмольника также стали Леонид Куравлев, Елена Соловей, Сергей Юрский, «благодетель» Александр Абдулов. Такой дар сложно забыть, он и не забывает. Благодарен Суриковой до сих пор.
В 1995 году Леонид Ярмольник получил награду киноведов и кинокритиков «Золотой овен» как «лучший продюсер» за «Московские каникулы», где Алла Сурикова дала ему наконец уже главную роль. Он так хотел ее сыграть, что взвалил на себя бремя продюсера. Съемки только-только начались, а деньги уже были на исходе. Времена были тяжелые — те самые лихие 90-е. Пришлось носиться по Москве, по друзьям и знакомым, собирать по крохам. Собрал. И кино состоялось. Леонид Ярмольник сыграл таксиста, который познакомился с прилетевшей в Россию итальянкой, и она его в итоге полюбила. Но до счастливого финала героям предстоит пройти невероятные испытания, конечно, забавные.
Вместе они сделали семь картин. Вместе создавали людям хорошее настроение, а это главная установка Аллы Суриковой в жизни и в профессии. Ни у кого так часто Ярмольнику не доводилось сниматься. Сурикова почувствовала его комедийный талант, во многом его приумножила, дала возможность встретиться на площадке с лучшими актерами. Она сделала Ярмольника своим талисманом. А он готов был примчаться к ней на съемки по первому зову. Никогда не подводил.
Хотя однажды все-таки подвел. В 2017 году в Туле Алла Сурикова проводила фестиваль «Улыбнись, Россия!» и мечтала наградить любимого актера. А он, может быть, впервые не примчался по ее зову. «Он ждал второго внука. Не до наград было. Он предан внукам, детям и собакам», — рассказала Алла Ильинична. Про детей и внуков объяснять не надо. А вот про собак стоит напомнить. Леонид Ярмольник не просто их любит и держит в своем доме. Он активный общественник по этой части, заботится о защите животных глобально, выступает с инициативами, в частности относительно их содержания в приютах.
К юбилею любимого артиста Алла Сурикова написала обращение в виде поздравительной открытки:
«Дорогой Леня!
Ты знаешь, что я тебя люблю. Независимо от погоды, от того, у кого ты снимаешься, от того, звоним мы друг другу или нет. Я тебя всегда вижу, слышу, и я к тебе всегда от-но-шусь. И очень тебя уважаю. Ты Личность. Талант. Друг.
К своей славе и к своему успеху ты шел трудно, разрывая зубами колючую проволоку недоверия, кривых усмешек, злобы, зависти.
Сейчас никто не посмеет обратиться к тебе «эй!». Я помню, как размахивала перьями одна обиженная тобою кинематографическая курица, которую ты поставил на место за хамское панибратство. Да, ты стал требовательнее, нетерпимее к жлобству, к наплевательству, к халтуре… Но ты стал требовательнее и к себе.
Не понимаю до сих пор, как вас с Алексеем Германом занесло друг на друга, но, думаю, это было Восхождение. И не только для тебя, когда ты по-настоящему почувствовал себя Руматой, но и для Германа. Думаю, он впервые столкнулся с актером, который относился к каждой запятой фильма едва ли не требовательней и скрупулезней, чем он сам.
У нас с тобой пять картин: «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов», «Две стрелы», «Чокнутые», «Московские каникулы» — и еще кое-что по мелочи: «Любовь и Сакс», «Капуцинки», мой фестиваль, где из 20 лет его существования 10 точно связаны с тобой. И еще, и еще…
Ты бесконечно талантливый актер. Очень желаю тебе (Чаплина давно нет, а Вуди Аллен сильно постарел) — не покидай комедийного поприща. Это дар чрезвычайно редкий. Очень трудный и очень редкий. Тебе дано. Не исчезай.
Ты друг. Я знаю, как ты помогал Лёне Филатову, как тяжко переживал болезнь Саши Абдулова. Ты умеешь помогать спокойно, достойно, без показухи.
Ты приехал в августе ко мне на съемку, прилетев ночью откуда-то из другой страны, сел за руль, проехал почти 1000 километров, чтоб сняться у меня в крошечном эпизоде. Ты понимал, что для меня это важно. А деньги попросил перевести на счет Женечки, дочки Саши Абдулова, которая тогда была совсем маленькая.
Я поздравляю себя с тем, что у меня есть такой друг. Я поздравляю всех твоих друзей, что у них есть ты. Я поздравляю Сашеньку и Ксюшу — твоих таких обаятельных, самодостаточных и нежно любимых тобою «ярмолинок». Я поздравляю твоих апостолов: Петра и Павла — вот кому несказанно повезло, какой дед им попался!
Будь здоров, дорогой, и счастлив во всем!
Твоя Алла Сурикова».
* * *
Редакция «МК» поздравляет Леонида Ярмольника с юбилеем и присоединяется к Александру Ширвиндту, который говорит: «Я с нетерпением жду его столетия, чтобы более подробно о нем рассказать».