Мультипликатор прожил целый век и несколько эпох
В Подземном музее парка «Зарядье» открыта выставка-посвящение «Мультивселенная Леонида Шварцмана. Как создавались знаменитые герои». Легендарный художник и режиссер анимационного кино прожил 101 год. Юрий Норштейн назвал его королем персонажа. Так и есть: Шварцман создал Чебурашку, крокодила Гену, Снежную королеву, в общей сложности более 300 анимационных героев.
Его не стало в 2022 году. А родился Леонид Шварцман в Минске, жил там на улице Раковской в старом районе Немига. На выставке представлены его картины из цикла «Старый Минск. Воспоминания детства» (картон, гуашь). Домики в его анимационных городках тоже родом оттуда, из времен далекого детства. Пионеры в мультфильме про Чебурашку маршируют перед домом на улице Раковской, сохранившимся до сих пор. Сам Шварцман и не думал о Минске, когда рисовал улицы и здания, на фоне которых разворачивается история Чебурашки и Крокодила Гены. «Он появился в мультфильмах сам, по собственной воле. Из моей памяти», — написал он о родном городе.
Леонид Шварцман прожил целый век и несколько эпох. На свет появился при Ленине, жил во времена Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина, Путина. В годы войны выучился на токаря, работал на Кировском заводе в Ленинграде, был эвакуирован в Челябинск на танковый завод. После войны он поступил на художественный факультет Всесоюзного института кинематографии. Вся его последующая жизнь связана с Москвой.
С «Союзмультфильмом» связано более 50 лет, начиная с 1948 года. Шварцман работал на «Аленьком цветочке», «Снежной королеве», «Золотой антилопе» с режиссером Львом Атамановым, на «Варежке», «Потерялась внучка», фильмах про Крокодила Гену и Чебурашку с Романом Качановым. Как режиссер Леонид Аронович создал «Котенка по имени Гав», цикл про обезьянок – «Обезьянки вперед!», «Обезьянки в опере», «Как обезьянки обедали»…
Коллеги называли его Лёля. Видимо, это детское имя. Юрий Норштейн так и обращался, молодежь не смела, только за глаза. Леонид Аронович до конца своих дней сохранил в себе детство, как и подобает настоящему мультипликатору.
Заходишь на выставку как в грот — каменная кладка, затемненное, таинственное пространство. В нем выставлены подлинные вещи и работы мастера, современные мультимедийные стенды. Взрослые и дети больше всего времени проводят перед рабочим кабинетом Шварцмана. Он за стеклом. На стенах — рисунки, эскизы. Стол, стул… На столе — лампа, краски, карандаши, лупа, очки в футляре, теперь уже ретро-телефон с вращающимся диском, статуэтка «Ники», которую вручил коллеги в год его 100-летия, награда фонда Одри Хепберн «Голливуд — детям» 1997 года… На полке выставлен оригинальный Крокодил Гена, ставший прародителем династии. С него делались копии. Леонид Шварцман воспринимал его как человека, симпатичного джентльмена в белой манишке и бабочке.
У стола — ящик с апельсинами, а в них Чебурашка из коллекции Шварцмана, но не самый первый и исконный.
Рядом и тоже за стеклом — Снежная королева, поблескивающая осколками «льда», эскиз «Герда и старушка, которая умела колдовать». Классик японской анимации Хаяо Миядзаки вспоминал, как увидев советский мультфильм «Снежная королева», почувствовал знак свыше и решил серьезно заняться анимацией.
Своя территория у «Варежки» и ее персонажей. Тут представлены эскизы «Прогулка с варежкой», «Мальчик с овчаркой», раскадровки, а также целлулоидные фазы на фоне «Котенок Гав в чердачном окне» — нарисованные на пленке кадры, при помощи которых персонажи оживают, приходят в движение, начинают дышать.
Благодаря видео, посетители узнают, как создаются рисованные и кукольные мультфильмы, в чем разница технологий. Леонид Шварцман там еще молодой, но уже маститый, создает свою мультвселенную.