Будо в современном понимании сильно отличается от Классического Будо, которое развилось в Японии в эпоху Эдо. Но и Классическое Будо заметно отличалось от своего предшественника, Будзюцу. Об этом в материале для Fightingarts размышляет Кристофер Кейл. Перевод статьи предлагается вниманию читателей Superkarate.ru.
Будо является наследником классического японского воинского духа и военной техники, но оно развивалось в новых направлениях и к новым целям. Хотя современное Будо является прямым потомком самурайского наследия, его философия, дух и цели вряд ли были бы узнаваемы воинами древней Японии.
Будо означает «боевой путь» и относится к тем боевым дисциплинам, конечной целью которых является духовное, этическое и/или моральное самосовершенствование. Таким образом, хотя дисциплины Будо были (технически) основаны на предыдущих воинских искусствах (Будзюцу), они разработали новый акцент, который отделяет боевой дух и разум от внешнего фокуса на войне и убийстве (и служении другим) и перенаправляет их внутрь, к самосовершенствованию. Иероглифы «Бу» и «До» в Будо богаты смыслом и имеют множество второстепенных значений. Однако в более ранние периоды японской истории Будо имело другое значение. Оно использовалось для определения этических и моральных принципов, которые мотивируют или направляют практику Будзюцу, военного пути или военной доктрины. Этот военный способ позже стал известен как Бусидо.
«До» – это японское произношение китайского термина «Дао» (от даосизма), означающего способ подавить насилие и вернуться на путь Вселенной. Это сочетание двух символов, объединенных в один: первый означает движение, а второй – голову или вождя. В совокупности эти символы имеют значение главного средства прямого движения, или главной дороги, термин, который в переносном смысле означает путь к просветлению. Подразумеваются также даосские концепции непротивления, бесцельности и потери эго (неудивительно, что они разделяются дзэн, поскольку формирование дзэн в Китае произошло из индийского медитативного буддизма, находящегося под сильным влиянием даосизма). Но в то время как китайский даосизм развивал сильные потусторонние или религиозные коннотации, у японцев была более практичная, менее абстрактная интерпретация, более ориентированная на прагматическое измерение человеческих отношений. Это привело к концепции пути или дороги к саморазвитию.
Боевые дисциплины «до» не практиковались ради развлечения или легкомысленных действий. Обучение было строгим, тяжелым и суровым – долгий процесс самоотверженности и дисциплины. Основное внимание уделялось процессу, внутреннему удовлетворению и радости от простого действия, а не ориентации на цель (например, сосредоточенность на победе). Особое внимание уделялось обучению через дела, а не через слова. Идеи и концепции считались недолговечными и поверхностными. Считалось, что настоящее обучение требует времени и медленно накапливается на основе опыта – по мере того, как тело приобретает свои собственные знания и реакции, а разуму не нужно знать, почему. Но тело не могло бы свободно двигаться и реагировать или быть открытым для интуитивного восприятия, если эмоции, страх и мысли засоряли разум и сбивали восприятие. Вот где «делание» опирается на дзэн-тренировку по освобождению ума посредством развития не-ума (Мусин) и непостоянного ума, ума, который может смотреть на что-то, но не останавливаться (Фудосин). Природа бесконечного изучения «до» обобщена в старой истории о молодом ученике, который подходит к своему учителю дзэн и спрашивает, сколько времени ему придется изучать дзэн, прежде чем он его освоит. Мастер отвечает: «Пока ты не умрешь».
Будо является развитием тех искусств Будзюцу, которые были усовершенствованы в период почти постоянных войн в Японии, продолжавшихся с 8 по 16 века. В то время «Будо» относилось к этическим идеалам или способам воина, наиболее известным как Бусидо, и включало такие понятия, как послушание, верность и уважение. Однако Будо как система боевых искусств развилось в последовавший за этим феодальный мирный период, эпоху Токугава (1600-1867) (более известную как эпоха Эдо), которая предшествовала современной эпохе. Чтобы укрепить стабильность, военные власти Токугава установили жесткую классовую структуру и систему политического контроля над густонаселенностью, в то время как внешне страна была изолирована от иностранных контактов. Но эти меры могли лишь замаскировать глубокие потоки перемен (экономических и военных), которые потрясли феодальную систему до ее основания и подстегнули начало современной эпохи. Экономическая власть, когда-то основанная на земле (сельском хозяйстве) и феодальных отношениях (право обрабатывать землю в обмен на обязательства), столкнулась с вызовом из-за подъема процветающего и сильного класса купцов. В основе этой феодальной структуры находился профессиональный воин, который обеспечивал лояльность и службу в обмен на деньги или право обрабатывать землю. Но их роль изменилась, и их военная жизнеспособность (мощь и превосходство) стала подвергаться сомнению. Стремясь снизить вероятность насилия, правительство политически разделило буси, и их усилия были перенаправлены на искусство (поэзию, драму, чайную церемонию) и образование. Обучение боевым навыкам допускалось, но поскольку огромное количество буси превратилось в бюрократов, бухгалтеров и администраторов (особенно в городских районах), их мотивация к обучению боевым навыкам пострадала. Другая, более зловещая проблема, возникла на технологическом уровне. Правительственные призывники с оружием поставили под сомнение саму жизнеспособность и/или превосходство классического оружия и тактики. Мораль была низкой.
Эти изменения привели к попыткам некоторых буси, подкрепленным направлениями конфуцианской мысли, воссоздать опыт и сохранить духовные и этические идеалы прошлого, но в новой форме (дисциплины Будо) и с новым акцентом на служение личности и обществу в целом. Это стимулировало развитие новых школ вооруженных и невооруженных боевых дисциплин, возникших в мирную эпоху Токугава в Японии (после 1600 г.) на основе Будзюцу (профессиональное боевое искусство профессиональных воинов, развитое в прежние времена), но где боевые навыки были развиты и практиковались для совершенствования себя, а сама дисциплина используется как средство сохранения традиционного воинского духа (включая их этические и моральные заповеди). Занятия также были открыты для публики. Намного позже эти новые школы стали называться Классическим Будо. И, как и в более раннем Будзюцу, Будо также разделяло всепроникающее влияние Дзэн. Медитация использовалась для сосредоточения ума (без мыслей и эго), а тяжелые, повторяющиеся тренировки (включая ката, имитирующие опасность и реальность боя) создали процесс духовной выработки, который привел к дисциплине, технике и интуитивному восприятию. Техническое мастерство рассматривалось как один шаг на пути к окончательному духовному пробуждению, самосовершенствованию и прозрению. Короче говоря, Будо переосмыслило Будзюцу. В то время как целью Будзюцу было овладеть насилием посредством развития превосходных технических навыков, чтобы убивать других профессиональных воинов, целями Будо были контроль над насилием (самозащита) и совершенствование себя. Эффективность техники отошла на второй план. Кодексы поведения и этикета также изменились в переходный период. Когда-то этикет определялся необходимостью самообороны и потенциалом боя, но в Классическом Будо этикет часто трансформировался в формы социальной вежливости, манер, уважения, правильной формы и средств демонстрации как отсутствия эго, так и роли человека в обществе, большой группе. Переход от Будзюцу к классическому Будо привел к тому, что кендзюцу (искусство меча) стало кендо (способ владения мечом), а искусство нагината-дзюцу стало нагината-до (владение копьем) и т. д.
Но преобразование еще не было завершено. Будзюцу и классические дисциплины Будо, в свою очередь, помогли вдохновить еще одно поколение боевых дисциплин, начиная с 1850-х годов и продолжающих сегодня, известных как Современное Будо. Эти дисциплины часто включают в себя соревновательные форматы, такие как кендо (меч), дзюдо (броски/борьба) и каратэ-до (удары ногами), но не всегда, как в большинстве стилей айкидо. Как и в классическом Будо, в современном Будо подчеркивается личностное, этическое и духовное развитие как конечная цель тренировок. Боевые навыки практикуются для совершенствования себя, а сама дисциплина используется как средство сохранения традиционного духа воина (включая его этические и моральные принципы). Занятия, как правило, также открыты для публики. Современное Будо также часто классифицируют под термином Син Будо.
Что породило это новое поколение Будо: неудовлетворенность. Критики считали, что в классическом Будо что-то потеряно, что опора на ката и повторяющаяся практика в тренировках приводят к поверхностной технике. Они утверждали, что дисциплины стали скорее формой, чем содержанием, и полная отдача от них сдерживалась — ни техника, ни люди по-настоящему не проверялись. Эти взгляды послужили толчком для развития многих современных дисциплин Будо. Многие приняли форматы соревнований, призванные возродить суровые конфронтации времен воинов, но по-прежнему учитывали более широкую направленность на служение духовному и саморазвитию человека. Следует отметить, что акцент Будо (как и Классического Будо) на личностном развитии контрастирует с практиками Будзитсу, которые оказывали личное служение и абсолютную преданность другим. В последнее время некоторые утверждают, что современное Будо само по себе зашло слишком далеко, что акцент на соревновании и победе исказил корни дисциплин «до» и что эти дисциплины следует называть «боевыми видами спорта», а не «боевыми способами». В то время как некоторые современные школы Будо, такие как айкидо, кендо, дзюдо и каратэ-до, стали широко практиковаться и популяризироваться, общее количество современных школ Будо резко сократилось из-за консолидации, пренебрежения и потери интереса. Другой термин для современного Будо — «гендай Будо», где «гендай» означает «современный», этот термин обычно применяется только к тем боевым дисциплинам, которые имеют большое количество последователей.