Раньше, «в другой жизни», когда речь заходила о роботизированной КП, то в 90% случаев имелась ввиду трансмиссия DSG, используемая на машинах автобрендов из семейства Volkswagen AG. В последнее же время российские автомобилисты столкнулись с тем, что чуть ли не большинство китайских легковых моделей, методично захватывающих российский рынок, тоже оснащены «роботами». Эта тенденция в скором времени приведет к тому, что этот тип КП станет доминирующим в России.
По крайней мере на более-менее свежих машинах. Соответственно, все большему количеству автовладельцам придется учиться правильно их обслуживать. Для начала скажем, что периодичность замены масла в КП «роботов» прописана в инструкциях по эксплуатации каждого авто. Как правило, речь идет о синтетических (в крайнем случае полусинтетических) смазочных материалах с вязкостью 75W−80 классом не ниже GL−4. Это вполне себе обычные жидкости. Такие применяются и в механических трансмиссиях. Ведь «робот», как известно, конструктивно представляет из себя всего лишь автоматизированную «механику».
В современных автомобилях в подавляющем большинстве случаев применяются роботизированные КП с двухдисковым сцеплением. Которое бывает «сухим» либо «мокрым».
У «мокрого» сцепления диски погружены в масло. Которое циркулирует по всей КП, смазывая еще и шестерни передач. При этом смазка постепенно засоряется продуктами износа и дисков, и зубчатых колес.
В системе предусмотрен масляный фильтр. Но он со временем засоряется и требует замены вместе с маслом. Чаще всего компания-производитель требует проводить эту операцию с КП мокрого типа не реже 60 000 км пробега машины.
В «сухих» роботизированных коробках передач диски сцепления ничем не смазываются. Масло в них предназначено исключительно для шестеренок. Тем не менее, его тут все равно следует менять с периодичностью не реже 80 000 км — как в механической КП. Но это если все с агрегатом в порядке и он эксплуатируется в щадящих условиях. При жесткой эксплуатации (частые резкие старты, буксировка прицепов, буксование в грязи и на льду) сцепление и шестерни изнашиваются интенсивнее. Поэтому ориентироваться на одни лишь рекомендации завода по периодичности замены масла не стоит.
Зачастую роботизированная КП сама «подсказывает», что время этой процедуры уже пришло. Например с помощью толчков и даже ударов в моменты переключения передач. Менять масло следует когда вы стали замечать вибрацию трансмиссии на ходу или какие-либо посторонние звуки, издаваемые ею. Такую процедуру рекомендуется также осуществить когда при диагностике агрегата мехатрон (электронно-гидравлическое управляющее устройство КП) начинает выдавать ошибки.