Часть космической истории Америки теперь находится на дне океана, пишет Space flight now. Во время обратного рейса в порт Канаверал в Центральной Флориде ракета-носитель первой ступени SpaceX Falcon 9 перевернулась и разломилась пополам.
Эта конкретная ракета-носитель с бортовым номером B1058 возвращалась из своего рекордного 19 полета, когда потерпела фатальное крушение. Ракета стартовала со станции космических сил на мысе Канаверал 23 декабря, неся с собой 23 спутника Starlink. Ракета-носитель успешно приземлилась через восемь с половиной минут после запуска на дрон-корабль, который находился к востоку от Багамских островов. В заявлении SpaceX в социальных сетях говорится, что ступень пострадала от «сильного ветра и волн».
Компания заявила, что «более новые ускорители Falcon имеют модернизированные посадочные опоры с возможностью самовыравнивания и смягчения проблем такого типа.
В отдельном посте Кико Деончев, вице-президент по запуску SpaceX, уточнил, добавив, что, хотя они «в основном оснастили» остальную часть действующего парка ракет-носителей Falcon, B1058 остался таким, какой был, «учитывая его возраст». Ракета «встретила свою судьбу, когда столкнулась с сильным ветром и волнами, что привело к выходу из строя частично закрепленного [окто-захвата] менее чем в 100 милях от дома».
B1058 также удостоился чести запускать астронавтов с американской земли впервые после окончания программы Shuttle в 2011 году. Бывшие астронавты НАСА Боб Бенкен и Даг Херли первыми поднялись на борт космического корабля SpaceX Crew Dragon, который летел на Международную космическую станцию 30 мая 2020 года.
Карьера B1058 охватила более трех лет. Остальные 17 полетов этой ракеты-носителя включали первую и третью миссии SpaceX Transporter, доставляющие на орбиту множество CubeSat и NanoSat, а также 14 миссий по отправке спутников Starlink.
26 декабря оставшаяся часть B1058 была доставлена в порт Канаверал. Судя по фотографиям, большая часть двигательной секции ракеты оказалась целой, а три из четырех посадочных опор торчали в воздух и были раскрыты. Хотя B1058 никогда больше не полетит, SpaceX намерена сохранить то, что осталось.
«Мы планируем спасти двигатели и провести проверку оставшегося оборудования. Это по-прежнему имеет немалую ценность. Мы не позволим этому пропасть даром»», — сказал Джон Эдвардс, вице-президент по ракетам-носителям и директор по продуктам Falcon 9 в SpaceX.