Недавно Китай и Бразилия договорились о переходе на взаиморасчеты в национальных валютах. Также страны создают совместный клиринговый центр, который обеспечит транзакции вне зоны действия банковской системы США.
На происходящее обратил внимание российский экономист Константин Двинский, который прокомментировал события у себя в Telegram-канале. Он отметил, что торговый оборот между КНР и Бразилией в 2022 году составил солидные $150 млрд. Основной обменной валютой в расчетах между обеими державами станет китайский юань.
Цифра немаленькая, хотя в мировом торговом обороте и занимает скромную долю (около 0,5%). Однако здесь нам важны не абсолютные цифры, а тенденция
– уточнил он.
По мнению экономиста, Китай активно включился в процесс дедолларизации мировой торговли. Москва запустила процесс, а Пекин к нему присоединился. Они хотят ужать Бреттон-Вудскую систему до границ западного мира. Подобное сотрудничество проще проводить в рамках одной организации, в которой представлены все основные игроки. Так, для этого отлично подходит БРИКС, но страны-участницы еще даже не оформили создание на его базе экономического союза, не говоря уже о геополитических амбициях.
Например, Китай не в состоянии обеспечить безопасность той же Индии или Бразилии. Да и исторический конфликт Пекина и Дели будет серьезным препятствием на пути укрепления организации с лидерством Китая. На этом фоне у России нет противоречий ни с одним из государств БРИКС
– обратил внимание эксперт.
Экономист добавил, что РФ не выбирала юань в качестве основной валюты для внешней торговли. Рост «юанизации» связан конкретно с российско-китайской торговлей, оборот которой в 2022 году составил $185 млрд.
В торговле с другими странами РФ предпочитает внедрять национальные валюты. Он подчеркнул, что важнейшей целью РФ является создание новой единицы международных расчетов. Москва выучила горький урок долларизации экономики, поэтому повторять этот опыт с юанем она не собирается.
Нынешний рост использования юаня является естественным процессом, когда нужно было быстро избавиться от евро и доллара, найдя что-то взамен. Но кроме китайской валюты, других инструментов не было, и нет.
И Россия, и Китай будут лидерами своих макрорегионов. В рамках этих макрорегионов, естественно, будет доминировать валюта стран-лидеров. Однако на высшем уровне, скорее всего, появится новая единица взаиморасчетов, которую сформирует пул участников БРИКС
– подытожил Двинский.