Вниманию читателей Superkarate.ru предлагается перевод стать Канкена Тоямы (1888-1966) о стилях каратэ. Но для начала – несколько слов об авторе.
Канкен Тояма – школьный учитель и мастер каратэ, который начал свой путь в боевых искусствах в 9 лет под руководством «отца современного каратэ» Итосу Анко. Позже Тояма перехал на Тайвань, где изучал китайские стили. Учитывая его разнообразный опыт в боевых искусствах, Канкена признали и в Японии, где ему было присвоено звание мастера-инструктора. В 1946 году Тояма основал Всеяпонскую федерацию каратэ-до (AJKF) с намерением объединить различные формы каратэ Японии и Окинавы под одной руководящей организацией.
Канкен Тояма – о стилях каратэ
Сколько в каратэ стилей? Мне задавали этот вопрос множество раз, но обычно я слышал его от тех, кто действительно не понимает основных элементов боевого искусства.
Если серьезно задуматься об этих основных элементах, из которых состоит боевое искусство, то можно легко понять рассуждение о том, что в каратэ нет какого-то одного стиля. Каратэ формирует человека как единственный объект защиты или нападения и, таким образом, обучает основной концепции самозащиты.
Изысканное искусство каратэ, основанное на самозащите, не обязательно должно содержать несколько разных «стилей», а должно сочетать то, что работает или эффективно. Другими словами, у борцов сумо, боксеров и пилотов самолетов нет какого-то одного особого стиля, как и у каратистов. Методы обучения, приемы и успехи могут быть достигнуты только благодаря чистому умению!
В ортодоксальном каратэ на самом деле есть только один стиль, но что означает слово «стиль»? Ваши методы этикета и формальности или различные методы выставления цветов имеют несколько разных «стилей», но в целом они одинаковы. Люди устанавливают критерии того, как создать красивую композицию из цветов – из одного и того же материала. Или устанавливают норму проявления уважение друг к другу в качестве этикета. Понятно, что люди в Японии выказывают уважение, кланяясь, а жители Европы и Америки выказывают такое же уважение, пожимая руки или отдавая честь. Что касается этикета и формальностей, существует несколько стилей с разными точками зрения, идеологией и социальным положением, но они преследуют одну и ту же цель.
Итак, теперь можно понять, что, хотя может быть несколько способов делать что-то, все они достигают одной и той же цели. И это то, что имеет значение.
Теперь давайте обсудим стили каратэ. Одним из основных стилей, привлекающих наше внимание, является Сёрин-рю (рю означает «путь» или «стиль», созданный с точки зрения человека, убеждений или идеологии). Шорей-рю, Годзю-рю и Сито-рю – другие стили, которые очень тесно связаны между собой, и это стоит обсудить.
Говорят, что Сёрин-рю происходит из системы Сёрин-дзи Кэнпо, а Сёрэй-рю происходит из системы Сёрэй-дзи Кэнпо. Эти древние стили Сёрин-дзи Кенпо и Сёрэй-дзи Кенпо обычно описываются так, как если бы они все еще существовали, но нет никаких твердых фактов или доказательств, подтверждающих это.
Также говорят, что Дхарма [Дарума/Бодхидхарма – в японской синкретической мифологии божество, приносящее счастье] заложил фундамент храма Сёрин-дзи [более известного как Шаолинь] около тысячи лет назад, когда буддизм проник в Китай. Тогда было написано множество буддийских писаний, описывающих их боевое искусство. Есть также храм Шорей-дзи, но местонахождение и история храма в настоящее время неизвестны.
Вышеупомянутые традиции [Сёрин-дзи рю и Сёрэй-дзи рю] не имеют отношения к современности ни по форме, ни по содержанию. Кроме того, результаты изучения и анализа кулачных и ударных техник показали, что вышеуказанные методы в основном одинаковы! В вышеупомянутых методах очень мало различий в положении открытой ладони или кулака. Эту разницу также можно считать естественной, основанной на методах обучения и постоянном прогрессе, которого человек достигает во время тренировок. Короче говоря, все кенпо [боевые искусства] имеют почти ту же форму и цель, что и современное каратэ.
Следующими стилями, которые мы обсудим, будут Годзю-рю и Сито-рю, но они почти одинаковы. В строжайшей классификации этих стилей Годзю-рю входит в Сито-рю. Можно также сказать, что название Сито-рю было придумано с использованием комбинации инициалов Анко Итосу и Канрё Хигаонна, которые были экспертами Сюри-тэ и Наха-тэ, соответственно, и считаются теми, кто вывел каратэ из завесы тайны в современный свет.
Я, автор – Канкен Тояма, должен заявить, что и Шисю-сенсей [Итосу], и Тоона-сенсей [Хигаонна] были моими главными учителями. Годзю-рю произошло от комбинации Го-дзюцу (с использованием [жестких] техник: колющих, пронзающих, рубящих и ударных) и Дзю-дзюцу (с использованием [мягких] техник сбивания с ног, толчков, скручиваний и захватов).
Около десяти лет назад я разговаривал с господином Кенвой Мабуни [основателем Сито-рю], который определил свой стиль каратэ как Сито-рю. Затем я спросил его о его идеологии относительно значения Сито-рю. Его ответ был очень простым. Он заявил, что людям нужно чувство принадлежности к чему-то или отождествления с чем-то; наличие особого названия такого-то стиля удовлетворило эту потребность.
Господин Мабуни далее определил свой стиль как смесь сюри-тэ и наха-тэ и почти такой же, как у меня. Мой метод каратэ заключается в объединении стилей каратэ следующих экспертов: Сокон Мацумура Буши [воин], Анко Итосу и Канрё Хигаонна. Другими словами, это настоящее ортодоксальное каратэ Окинавы.
В заключение позвольте мне рассказать о Годзю-рю. Мой хороший друг, господин Тедзюн Мияги [основатель Годзю-рю], – мой ровесник. Он настоящий человек с характером, и его боевое искусство превосходно. Он был создан, чтобы стать каратистом. Он был выдающимся учеником господина Канрё Хигаонны и овладел стилем каратэ Наха-тэ. Я спросил его о его идеологии относительно значения Годзю-рю, когда разговаривал с ним в Коммерческой школе Наха в октябре 1936 года. Он объяснил мне, что хотел выразить всю природу каратэ как можно более простыми словами для тех, кто не имел истинного знания или понимания каратэ.
Господин Мияги заявил, что все техники каратэ состоят из двух методов, таких как Го-дзюцу и Дзю-дзюцу (описанных в предыдущих параграфах). Бокс – это разновидность го-дзюцу, а дзюдо – разновидность дзю-дзюцу. Некоторые думают, что каратэ состоит только из техник го-дзюцу, но это неверное мнение. Название стиля Годзю-рю господина Тедзюна Мияги говорит само за себя.
Поэтому вы можете с полным пониманием утверждать, что в каратэ нет «рю» [стилей], но что все направления каратэ могут быть объединены в ортодоксальное – это каратэ, основанное на самосовершенствовании, в то время как традиционное каратэ основано на самозащите.
В последнее время некоторые каратисты использовали забавные и странно звучащие названия для своих стилей каратэ. Каратист такого типа не имеет реального понимания или знания ортодоксального каратэ, или он не уверен в своих способностях. Он использует эти забавно звучащие названия для своего собственного стиля каратэ в качестве уклончивого ответа, когда ему трудно продемонстрировать очень сложную или даже неполную технику.
Я (Канкен Тояма, автор этой статьи) обучал всем «стилям» ортодоксального каратэ, которые уже были объяснены в предыдущих абзацах. Я также преподаю убо-кэнпо и руда-кэнпо из Тайваня и Китая, техники самообороны для женщин, бо-дзюцу, сай-дзюцу, нунчаку-дзюцу и тонфа-дзюцу в моем тренировочном зале Шудокан. Другими словами, я обучал всем техникам ортодоксального каратэ Окинавы.