США и Евросоюз объявили о крупном пакете санкций против России в годовщину начала спецоперации на Украине. Под ограничения попали российские банки, организации и госслужащие. Как новые санкции навредят простым россиянам и к чему приведет новый виток конфронтации РФ и стран Запада, aif.ru рассказали инвестиционный банкир, профессор Высшей школы экономики Евгений Коган и директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
Опосредованно санкции касаются десятков миллионов россиян, говорит автор Telegram-канала bitkogan Евгений Коган. «Все новые санкции США и Евросоюза — очень неприятные, в первую очередь, это меры против банков и финансовых компаний, в том числе таких крупных, как “Тинькофф банк” и Московский кредитный банк. Продуктами “Тинькофф” пользуются 26 миллионов человек, для них это волнительно, хотя в банке утверждают, что подготовились к возможным ограничениям со стороны ЕС, а американцы его пока пощадили», — сообщил профессор.
У клиентов всех попавших под санкции банков возникнут сложности с банковскими картами, валютными операциями в евро и европейскими ценными бумагами, а также трансграничными расчетами, предупредил Коган. «Прямо сейчас следует побеспокоиться держателям карт, работающих на китайской платежной системе UnionPay — за рубежом такие карты могут перестать обслуживаться. В целом же новый пакет санкций бьет по финансовой системе РФ, затрудняет внешнеторговые операции и отсекает россиян от западных фондовых рынков. Россиян все дальше отодвигают от этих достижений цивилизации», — констатировал эксперт.
Страны Запада показали, что готовы перейти к экономической войне против России, отметил Евгений Коган. «Явно прослеживается желание западных политиков пойти по пути таких жесточайших торговых ограничений, когда это уже можно называть экономической войной. Например, с 10 марта США вводят 200% пошлину на импорт алюминия из России. Мощной эту меру не назовешь, ведь основной производитель алюминия в РФ — это “Русал”, а доля его выручки от поставок в Штаты невелика. Но сами по себе заградительные пошлины — это тревожный сигнал», — указал профессор.
«В этой же логике — новость о соглашении между властями Евросоюза и странами “Большой семерки” об эмбарго на импорт алмазов из России, а это — около трети всего мирового рынка. Ранее Евросоюз ввел эмбарго на российские нефтепродукты, то есть на бензин, дизель, керосин, нафту и мазут. В декабре 2022 года вступило в силу эмбарго ЕС на поставки российской нефти, а это почти 33% российского нефтяного экспорта по итогам 2021 года. Подобные меры и есть проявления торговой войны», — перечислил он.
Учитывая развитие конфликта между Китаем и Тайванем, а также попытки Си Цзиньпина урегулировать ситуацию на Украине, торговые войны могут перекинуться на всю мировую экономику, опасается Евгений Коган. «Мирный план Китая, мягко говоря, не нравится Украине и ее союзникам. Отношения Пекина и Вашингтона очень непростые. Я не исключаю, что на России Запад только “тренируется”, а самые разрушительные для мировой торговли ограничения еще впереди. Для рядового потребителя все это не сулит ничего хорошего, поскольку с развалом международной кооперации цены на товары вырастут», — заметил он.
Новые санкции Запада не нанесут критического урона российской экономике при условии, что к ним не станут присоединяться нейтральные страны, уверен директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. «Хотя уже понятно, что давление на РФ западные политики прекращать не собираются, возможности США и Европы вводить санкции против Москвы без риска навредить самим себе в значительной степени исчерпаны. Да и у нас уже научились искать обходные пути и минимизировать ущерб. Главный риск я вижу в том, что изменится позиция стран, которые не участвуют в этом противостоянии», — сказал эксперт.
Пока Китай, Индия и другие крупные государства готовы покупать российское сырье, санкции не позволят противникам России добиться своих целей, добавил Климанов. «Просто бизнесу придется искать новые лазейки для совершения внешнеэкономических операций, таков будет результат санкций против банков. Какого-то значимого эффекта от санкций против конкретных лиц я вообще не вижу. Попали под санкции, скажем, губернаторы, и что? Так Запад ничего не добьется», —отметил Климанов.
От готовности дружественных стран покупать российские товары, прежде всего — нефть и газ, прямо зависят доходы бюджета, а значит и благополучие всех россиян, объяснил эксперт. «Главная цель санкций — заморозка наших нефтегазовых торговых потоков. Тут Западу удалось достичь ограниченных результатов, но наша внешняя торговля уже успела адаптироваться. Во всем остальном санкции носят болезненный, но не критический характер. Лидеры “Большой семерки” объявили, что создают координационный механизм по контролю за исполнением санкций. Теперь нужно следить, насколько эффективно они будут склонять к поддержке режима санкций остальные страны», — заключил Владимир Климанов.