В ЕС три дня бились над согласованием 10-го пакета санкций против России. Детали «самых сильных и долгосрочных» санкций наконец-то опубликованы. Чем на самом деле нам все это грозит, aif.ru обсудил с экспертом.
«Мы присутствуем в качестве блюда»
В санкционный список попали 96 субъектов ВПК, включая семь иранских компаний по производству беспилотников. Под запретом — транзит через Россию товаров и технологий двойного назначения.
Рестрикции наложили на еще три российских банка. Впрочем, два из них давно под санкциями США и ничего принципиально в их работе не измениться. Персональные санкции против госслужащих и журналистов также не несут какой-либо экономической нагрузки на страну, кроме сиюминутного эффекта от громких фамилий. Как и запрет вещания в Европе арабских служб RT и Sputnik.
Пожалуй, самый неприятный момент — запрет на экспорт в Россию дорогой бытовой техники и электроники. Все это под девизом, чтобы в России не извлекали из стиральных машин и холодильников электронные чипы для производства вооружения. В общей сложности санкции наложены уже на почти 50% экспорта ЕС в Россию. В этот раз добавили, кроме электроники, строительную технику, запчасти для машин, грузовиков и авиадвигателей, а также товары для строительного сектора, которые могут использовать военные, например, антенны. Некоторые эксперты уже заметили, что такими санкциями ЕС усиленно толкает Россию в объятия Китая.
«Я не очень уверен, что они сознательно нас в сторону Китая двигают, потому что им это не выгодно. Им выгоден сильный Китай. Стратегический для США сегодня противник КНР, а не мы. Конечно, формально санкции европейские, и в ЕС даже идет какая-то дискуссия вокруг них, но реально все понимают, кто дирижер в этом оркестре, — сказал aif.ru политолог, директор Института региональных проблем, экс-сотрудник администрации президента России Дмитрий Журавлев. — Почти все пакеты санкций, бесспорно, создают нам проблемы, и я не буду заниматься шапкозакидательством. Но все эти санкции оказывают нам и услугу, вышибая из того финансового капитализма, в котором мы в качестве блюда присутствуем. Да, нас отрезают от технологий, и Китай не может нам дать их все, те, которые может дать Запад. Это серьезно. Но нас от них отрезали сразу, почти год назад. Хотя нас к ним особо никогда и не допускали».
Германию и Италию прогнули, Индия — выиграла
Известно, что ЕС не удалось договориться и продавить ограничения против российских алмазов и атомного сектора. «Мы продаем алмазы, они их гранят, в результате мы остаемся с голым задом. Это им выгодно, а не нам. В этом смысле для нашей страны даже неплохо, если они нас накажут продажей алмазов и золота, — считает Дмитрий Журавлев. — Мы бы тогда повели себя хоть немножко умно и вместо того, чтобы продавать все это в три раза дешевле индусам, которые потом продадут это тем же голландцам, мы, может быть, скупали бы свое золото и свои алмазы в государственные фонды, а не китайские юани там хранили. А то мы, как в том анекдоте: украсть цистерну спирта, продать её, купить ящик водки и напиться. Зачем нам продавать все это? Гораздо удобнее, чтобы золото-алмазы лежали в наших золотых запасах».
Вывести организации российской ядерной энергетики из-под санкций 10-го пакета смогла Венгрия. Её АЭС «Пакш» использует российское ядерное топливо и обеспечивает выработку примерно половины электроэнергии в стране. «Венгрия блокирует санкции против нашего атомного сектора, и Польша ничего с этим поделать не может. Тут, кстати, важно, что экономические интересы совпадают с политическими. У них к Украине такой зуб — больше нашего», — напоминает эксперт.
Зато Польша прогнула Германию и Италию на включение в десятый пакет ограничений на импорт в ЕС российского синтетического каучука, который используют для производства шин. И это при том, что в одной только Италии работают пять заводов одной из крупнейших в мире компаний по производству шин Pirelli. «Да, итальянцы не смогли спасти от санкций наш каучук для производства у них шин. Теперь будут его же покупать в Индии. Мы же понимаем, что теперь Индия — велика торговая страна, которая торгует углем, нефтью, газом, будет и каучуком торговать. Как после 2014-го Белоруссия морепродуктами», — иронично заметил Дмитрий Журавлев. Кстати, и в самой Индии наш каучук пригодится — там есть довольно крупные предприятия по производству шин.
Бухгалтеры мешают
Эксперт настаивает, что, несмотря на некоторые неприятные для России моменты, санкции по-прежнему не настолько разрушительные, как любят об этом рассказывать на Западе.
«Ничего особенного в новых санкциях нет. Нужно им постоянно их повышать, они повышают. Вреда большого Европа нам принести не может, — говорит Дмитрий Журавлев. — Да, если смотреть на все санкции ЕС и США в совокупности, идет изматывание нашей экономики. Но мы огромная страна, нам говорят, что у нас есть внутренний рынок. Конечно, мы не можем производить всего, и не должны, но сказать, что мы от санкций помрем — это сильно. Сейчас все зависит от мастерства нашего топ-менеджмента. У нас ресурсы для того, чтобы противостоять санкциям, есть. А огромная проблема с высокими технологиями, потому что у нас Академия наук живет отдельно, экономика — отдельно, а между ними бегают бухгалтеры и ищут чтобы еще оптимизировать.
На счет технологий. Это сегодня действительно проблема. Мы ставили в неудобную позицию IT всего мира в течении последний 30 лет. Мы страна плохих компьютеров и гениальных компьютерщиков. Только все они работали на Запад, а не на нас. Они и будут работать на того, кто платит. Нам не нужна новая индустриализация, нам нужен толковый подход к кадрам.
В остальном мы вполне можем выдержать, просто работать надо. Наглядный пример — импортозамещение в сельском хозяйстве. Справились, потому что все-таки изменился менеджмент. С приходом г-на Патрушева-младшего в Минсельхоз потенциал министерства резко увеличился, и это нельзя не признать. Да, у нас с самого начала были возможности. Но они были и 50 лет назад, но при этом, начиная с Хрущева, мы завозили продукты. Сейчас эти возможности реализовались. Также их можно реализовать и в других отраслях».
Эксперт полагает, что все новые ограничения призваны напугать нас и продемонстрировать, что им есть чем нас прижать. Отсюда, в том числе, и замысловатые персональные санкции. «Их смысл чисто имитационно-показательный. Каждый пакет страшнее предыдущего и запихнуть в следующий побольше фамилий — уже хорошо. Вот в этот раз засунули омбудсмена Татьяну Москалькову. Надо им еще детские садики все под санкции отправить и так победят», — говорит он.
Дмитрий Журавлев отмечает, что с каждым разом изобретать, чем стращать Россию, Европе все сложнее. Особенно с учетом разных интересов стран-членов ЕС. Но по большому счету, речь идет совершенно не о том, какой самый дорогой смартфон будет завтра возможно приобрести в России. «Западники честно признаются, что санкции вреднее для них, чем для нас. Но при этом говорят, что мы сейчас задушим Россию, а после того, как она погибнет, мы компенсируем все потери. Они мыслят в логике, кто кого пересидит», — резюмировал политолог.