🔺Итак, в соответствии с концепцией, официально оглашенной на Симпозиуме НАТО по когнитивной войне, прошедшем в марте 2021 года во Франции, ее цели достигаются за счет интеграции кибернетических, информационных, психологических, социальных и инженерных возможностей. Отметим дату – ученые, ведущие разработки для НАТО, подводили итоги еще за год до начала СВО и эскалации конфликта.
🔺Говоря о масштабах изучения темы за рубежом, можно найти информацию о ряде «интересных исследований». Например, еще в 2011 году DAPRA (Управление перспективных исследовательских проектов Пентагона) запустило программу «Нарративные сети» («Narrative networks»). Одним из направлений было изучение того, что мы называем нарративом войны (подробнее было описано ранее, во второй части). Эксперименты проводились с помощью МРТ, их суть была – понять какие истории (нарративы) вызывают у слушателя доверие, агрессию и т.д, какие области мозга при этом задействуются, какие нейрофизиологические процессы происходят (выделение гормона окситоцина при доверии и т. п) и как это влияет на последующее поведение испытуемого. Коротко: как вести повествование, чтобы оказать прямое воздействие на мозг и поведение человека.
🔺Точные результаты, разумеется, в открытом доступе не найти. Сами ученые на вопросы журналистов, словно с насмешливой англосаксонской улыбкой, поясняют, что речь идет ни в коем случае не про промывку мозгов, а про защиту нацбезопасности от России и Китая.
Когнитивная война — это не только «война за мозг», но и война внутри мозга противника. Оружием является, в том числе, бесконечный поток информации, в котором иногда невозможно или физически не хватит времени проверить каждое сообщение на «фейковость».
🔺Мишенью для нападения являются две оси возможной человеческой реакции, которые называют «рацио» (логическое мышление, которому требуются объективные факты, доказанные умозаключения) и «эмоцио» (чувства, ощущения, переживания, впечатления).
🔺В тот момент, когда под массированной информ.атакой рациональная часть мышления перегружается, в дело вступает эмоциональная (либо они конфликтуют между собой, что тоже является воздействием). В итоге, нарушение мыслительных процессов способствует тому, чтобы склонить поведение человека в нужную сторону.
🔺Отдельным видом манипулирования мозгом, можно считать понятие, близкое по значению к нейрофизиологическому термину «дофаминовая петля». Дофамин можно назвать средством донесения до мозга информации об удовольствии, он является частью системы поощрения. Дофаминовый выброс сопровождают не только употребление вкусной еды или приятные человеку занятия, но и потребление разного рода сообщений или новостей.
🔺Повышение дофамина происходит как при очень положительном опыте, так и при сильно отрицательном, позволяя мозгу корректировать в соответствии с этим свою последующую деятельность.
🔺Посадить человека на «дофаминовую петлю» внутри информационного поля просто. Необходимо чередовать трансляцию позитивных смыслов и негативных (проигрыш/победа, отступление/наступление и т. п). Так как при усвоении положительного и отрицательного опыта происходит дофаминовый выброс, в результате у потребителя информации будет вырабатываться зависимость от новостей. При этом, используя атакующее свойство нарратива, как наиболее давящее на эмоции, пользуясь уязвимостью мозга, можно спровоцировать человека на любую реакцию и действие. Отправится он на фронт «убивать врага» или сбежит от мобилизации – все зависит от нужного смысла повествования.
🔺Пословица гласит – «Сон разума рождает чудовищ». А выведение на эмоции, часто, верный признак манипуляции. Нам стоит быть благоразумнее и осторожнее.
Елена Павлюк, специально для ANNA-News