Наш эксперт – пренатальный психолог Дарина Макеева.
Долгое время считалось, что новорождённый – это чистый лист (tabula rasa). Следовательно, воспитанием и обучением можно добиться практически всего, чего пожелаешь. Хочешь, чтобы малыш был гением? Будет! Хочешь, чтобы он рос сильным, выносливым, уверенным в себе? И это возможно! Главное – выбрать правильную методику обучения. Но на практике зачастую выходит несколько иначе.
Первые сигналы
Есть ряд факторов, которыми нас, как компьютер комплектующими, снабжают при рождении. Один из таких «комплектов» – психические навыки. Уже в раннем детстве (так, кстати, называется время от зачатия до рождения) определяется, будет человек оптимистом или пессимистом, сможет ли принимать и отдавать любовь, стремиться к личностному развитию.
Исследования учёных (генетиков, неврологов, психологов) опровергли утверждение о том, что в основе развития ребёнка лежит правильное воспитание. Многочисленные наблюдения доказывают, что наши эмоциональные реакции закладываются значительно раньше, чем малыш начинает обучаться. Ещё в утробе матери развиваются не только органы человека, но и основы психики. Конечно, речь идёт не о глобальных эмоциональных переживаниях, а о самых простых психических явлениях. Именно они и определяют наши способности к обучению, восприятию мира.
Сенсорные системы, которые отвечают за восприятие сигналов из окружающей среды, формируются так:
- с 7-й недели появляется кожная чувствительность;
- с 12-й – функции вестибулярного аппарата;
- с 14-й – формируются вкусовые сосочки;
- с 16-й – зрение и слух.
То есть к моменту рождения органы чувств плода уже могут воспринимать информацию из окружающего мира и реагировать на неё. У новорождённого есть свой багаж знаний, состоящий из запахов, вкусов, звуков и тактильных ощущений.
Мамин багаж
Конечно, главную роль в формировании этого багажа играет мама. Она, как барометр, реагирует на внешние изменения и посылает ребёнку сигналы: «холодно – тепло», «приятно – неприятно», «страшно – безопасно» и т. д. Нежеланная беременность или ожидание малыша другого пола передаёт плоду тревожные импульсы. Психологи, долгое время наблюдавшие за нежеланными детьми, сделали вывод, что такие малыши растут более конфликтными. Их первый чувственный опыт связан с отвержением, и они проносят это ощущение через всю жизнь.
Повышенная тревожность свойственна и тем детям, мама которых находилась в стрессе во время беременности. Мать испытывала недостаток внимания – человек, взрослея, будет стремиться во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Мама чего-то боялась, опасалась – ребёнок будет расти очень осторожным. Эмоции, испытанные до рождения, никуда не исчезают, они остаются с нами во взрослой жизни.
Наверняка все слышали, что существуют родовые истории. Например, все женщины в семье очень тревожные, а все мальчики в роду слабовольные и нерешительные. Это не сглаз и не порча, а стремление нашего мозга вернуться в знакомые обстоятельства. Повторяющиеся события сигнализируют лишь о том, что некогда мы побывали в подобных ситуациях и теперь нас бессознательно влечёт туда. Докопаться до истины бывает непросто, потому что самые глубинные и волнующие переживания часто связаны именно с пренатальным (дородовым) периодом.
Порой для того, чтобы разрушить замкнутый круг, приходится работать с психологом. Но очень многое прояснить и помочь в осознании себя может разговор с мамой. Достаточно поинтересоваться, как она чувствовала себя во время беременности, какие эмоции испытывала, что за события с ней происходили, как она общалась с окружающими. Ответы на эти вопросы помогут решить психологические задачи даже взрослого человека.
Зов предков
Плод отзывается не только на настрой матери, но и слышит голос отца, чувствует его прикосновения, эмоциональные посылы. Нередко эти невидимые связи называют зовом крови. Если родители ругаются, в чём-то обвиняют друг друга – плод сжимается. На более позднем этапе развития можно заметить, как у него меняется выражение личика. Будущий малыш испытывает стресс. В таком случае отец уже представляет для него угрозу, закрепляется чувство страха по отношению к нему. И, наоборот, если папа поддерживает маму, тон голоса отца ровный, уверенный, малыш ощущает себя в безопасности.
Бабушки и дедушки тоже в некотором роде могут запрограммировать психику ребёнка. Но в данном случае их влияние не прямое, а опосредованное. Всё, что они говорят и делают, проходит своеобразный контрольный пункт – ощущение матери. То, как беременная женщина воспринимает советы и заботу бабушек и дедушек, она транслирует малышу. Например, если внимание матери кажется ей чрезмерным, замечания отца или свёкра назойливыми, она раздражается. У плода закрепляется негатив к этим фигурам: сердцебиение учащается, руки сжимаются в кулачки. Если же мама испытывает радость при встрече с будущими бабушками-дедушками, и у плода закрепляется это ощущение. Ласковый голос бабушки, смех деда он узнает и тогда, когда появится на свет. Внутриутробный опыт подскажет младенцу, как на них нужно реагировать.
Важно!
До момента рождения и в первые месяцы жизни мать для ребёнка – Вселенная. Но на ощущения малыша влияют также те люди, с которыми мама общается. То есть папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки ещё во время внутриутробного развития начинают формировать психические реакции ребёнка. В этот момент закладывается основа его отношений с родственниками и базовое отношение к миру.