Где должны быть прописаны требования к внешнему виду школьников и обязательно ли их соблюдать?
Юрист Анастасия Попова объяснила aif.ru, что такие требования носят обязательный характер только тогда, когда они зафиксированы в документе, а не просто сказаны в беседе с родителями. Все учащиеся общеобразовательного учреждения должны соблюдать устав школы и внутренние локальные акты. «Требования к внешнему виду учеников должны быть прописаны в отдельном документе, например, в уставе школы или положении о школьной форме. Это обязательно должны быть общие требования, например, запрет носить спортивную одежду или экстравагантную одежду/отдельные ее элементы. Также правила могут быть выражены не в виде запретов, а в виде общих рекомендаций, например, о том, что школьники должны придерживаться стиля “деловой кэжуал”. Также правилами могут быть определены цвета одежды — школьная форма должна быть, например, в сине-белой гамме или с принтом “шотландская клетка”. Запрещать носить конкретные виды причесок, запрещать девочкам носить брюки или что-то подобное — незаконно». Эксперт подчеркнула, что локальный акт должен содержать лишь общие требования ко внешнему виду учащихся, их стилю.
Имеет ли право школа применять меры воздействия к школьнику из-за его цвета волос, броского макияжа, пирсинга или татуировок?
Анастасия Попова разъяснила, что у всех учеников есть обязанности: соблюдать устав школы, соблюдать дисциплину, уважать всех участников образовательного процесса, не мешать другим ученикам получать образование. Все проявления внешнего вида школьника должны отвечать этим правилам. Требования ко внешнему виду должны быть четко прописаны — ученик, который их не соблюдает, нарушает эти требования и не выполняет свои обязанности, предусмотренные законом.
Что делать, если учителя травят ребенка из-за внешнего вида?
Никакая травля по отношению к кому-либо недопустима, независимо от причин. В связи с этим, как пояснила юрист Анастасия Попова, по отношению к ситуациям, когда учителя допускают такое поведение в отношении школьников, применимы общие правила поведения для любого вида травли.
«Травля — это определенная форма морального насилия, к ней относятся любые систематические “подколы” и комментарии, которые нарушают честь и достоинство обучающегося. Закон защищает честь и достоинство всех участников образовательного процесса, поэтому единичный корректный комментарий — допустим, но постоянные, систематические шутки и подобные проявления со стороны учителя — это определенная форма травли. Нужно заранее беседовать с ребенком, объяснять, что такие ситуации возможны, и учить фиксировать происходящее, например вести аудиозапись на телефон. Если ребенок идет на урок к учителю и понимает, что педагог может себе позволить в его сторону неподобающие комментарии, можно оставить в рюкзаке телефон со включенной видеозаписью — в результате будет темная картинка, но слышен разговор», — посоветовала юрист.
По словам эксперта, такая форма фиксации допустима с точки зрения закона — если ты присутствуешь в том месте, где ведется аудиозапись, то такую запись можно делать без предупреждения присутствующих. Собирать подтверждение некорректного поведения учителя — важно. Это позволит донести проблему до руководства школы. Кроме того, важно учить детей правильно реагировать на такое поведение и уметь защищаться — ребенок должен уметь сказать взрослому: «Мне не нравится то, о чем и как вы говорите. Пожалуйста, не шутите так больше/не комментируйте мой внешний вид, или я буду вынужден записать наш разговор и пожаловаться на вас». Если ребенок в силу возраста или склада характера не может отстоять свои права, этот процесс нужно брать в руки родителю и проводить беседы с учителем. Если поведение учителя не меняется, необходимо донести ситуацию до руководства школы. Если и это не приносит результатов, нужно писать на имя руководства письменные обращения с указанием эпизодов некорректного поведения учителя, ссылкой на запись разговора и просьбой принять меры. Если на уровне школы решить вопрос не удается, то можно подать жалобу в органы образования.
«Однако, нужно понимать, что мы говорим о травле, а не о разовом комментарии, от которого чувствительный ребенок пошел жаловаться родителям», — резюмировала эксперт.