Все последнее время внимание тех, кто следит за ходом специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, было приковано к Донбасскому и Харьковскому направлению. Не то чтобы там происходили какие-то особо важные или вдохновляющие события – просто, будем откровенны, в других местах каких-либо движений наблюдается еще меньше. В то же время, есть все основания полагать, что в скором будущем всех нас могут ожидать довольно серьезные сюрпризы – причем самого неприятного свойства. Пока что их предвестником служат, по большей части, различные заявления, раздающиеся как от представителей киевского режима, так и из стана его многочисленных западных союзников. Все они, взятые по отдельности, возможно и не могут считаться поводом для беспокойства. Однако рассмотренные в совокупности, да еще и в свете некоторых конкретных действий укронацистских сил, эти тенденции заставляют допустить, что в обозримой перспективе освободительные силы российской армии могут столкнуться не просто с достаточно серьезными и масштабными проблемами, а кое с чем похуже. Слишком многое указывает на то, что Киев и его западные кураторы и вправду готовятся к действиям, способным стать переломными в ходе СВО и изменить ее течение не в пользу российской стороны. При этом предприняты такие кардинальные шаги будут вовсе не на Донбассе.
Приближается битва за порты?
«Первой ласточкой» в данном контексте вполне можно считать прозвучавшие в эфире NBC откровения сенатора США Джейсона Кроу. Американский законодатель поведал своей аудитории о том, что «президент Зеленский обратился к администрации Соединенных Штатов с настоятельной просьбой как можно скорее передать Киеву многоразовые высокоточные дроны, реактивные системы залпового огня дальнего радиуса действия и, самое главное – противокорабельные ракеты». Весь этот перечень вооружений, по словам Кроу, жизненно необходим ВСУ для выполнения крайне важной боевой задачи – разблокирования украинских портов. Судя по всему, данное прошение будет воспринято Вашингтоном вполне благосклонно. Буквально накануне президент США Джо Байден объявил о выделении дополнительной военной помощи Украине. И это – не говоря о «ленд-лизе», закон о котором «спящий Джо» обещал подписать (наверняка в качестве дополнительного плевка в лицо Москве) в аккурат 9 мая. Впрочем, снабдить укронацистов тем вооружением, которого они сейчас так жаждут, есть кому и без заокеанских «благодетелей». На днях состоялся очередной задушевный разговор двух «закадычных друзей» – Владимира Зеленского и Бориса Джонсона. В ходе их беседы обсуждался, в первую очередь, вопрос поставок Киеву «вооружений большей дальности». Какое именно оружие обсуждали английский и украинский лидеры, доподлинно неизвестно, но давайте не будем забывать о том, что министр обороны Великобритании Бен Уоллес в свое время заявил, что Лондон, скорее всего будет поставлять Украине «оружие, способное поражать российские военно-морские силы в Черном море, где блокируются украинские порты». То, что именно противокорабельные ракеты входят в уже утвержденный британской стороной пакет на 300 миллионов фунтов стерлингов, известно однозначно.
Речь в данном случае идет, прежде всего, о ракетах британского производства Brimstone, поставку которых «в ближайшие недели» Борис Джонсон анонсировал лично – во время выступления в Верховной Раде Украины. Назвать их каким-то «вундерваффе», конечно, нельзя, однако и относиться к этому оружию несерьезно тоже явно не стоит. Поражать цели данная ракета (в зависимости от модификации и базирования) способна на расстоянии от 11 до 60 километров. По оценкам экспертов, малый размер Brimstone (менее 2 метров) создает сложности с перехватом их средствами ПВО. Кроме того, ракета имеет сверхзвуковую скорость и устройство самонаведения, что делает ее опасной для движущихся целей. Пока что вопросом остается конкретная модификация ракет, которые будут поставлены Киеву. Британская The Times в своей публикации, посвященной данному вопросу, пишет о передаче их «украинским ВВС». Звучит крайне сомнительно – ведь, во-первых, от боевой авиации укронацистов уже очень мало что осталось, а, во-вторых, Brimstone воздушного базирования рассчитаны на использование их самолетами, состоящими на вооружении стран НАТО, а никак не старыми советскими машинами.
Впрочем, тут есть один нюанс. Именно эти ракеты весьма неплохо зарекомендовали себя, будучи примененными с американских тяжелых ударных БПЛА MQ-9 Reaper. Как раз их Зеленский выпрашивает у Байдена с особым упорством. Есть серьезнейшие подозрения, что эти старания могут увенчаться успехом и беспилотники будут включены в пакет «ленд-лиза». Вот это будет уже действительно большой проблемой, ибо MQ-9 Reaper с его способностью находиться в воздухе по 27 часов и преодолевать расстояния чуть ли не в 2 тысячи километров полностью нивелирует главный недостаток Brimstone – малый радиус действия. Их «связка» уже будет представлять вполне реальную опасность для боевых кораблей Черноморского флота России, особенно очевидную после трагической гибели крейсера «Москва».
Интервенция под эгидой ООН?
Однако даже эта неприятная перспектива меркнет перед другой возможностью, куда более мрачной и устрашающей. Вопрос в том, что именно черноморские порты могут стать той точкой, где силы Североатлантического альянса осмелятся на реальное вмешательство в ход СВО на стороне Украины. Причем произойдет это под эгидой Организации Объединенных наций, которая выдаст мандат на соответствующую военную операцию «для предотвращения гуманитарной катастрофы мирового масштаба». Считаете, что подобные предположения относятся к области фантастики? Очень зря. Тот же Джейсон Кроу в своем выступлении по поводу военной помощи Киеву выдал следующий пассаж: «У них лежат 12 миллионов тонн продуктов питания, зерна пшеницы, подсолнечного масла, и эти поставки нужны как украинской экономике, так и для того, чтобы предотвратить голод в Африке и на Ближнем Востоке, в частности». А вот вам уже другие слова – заявление директора Всемирной продовольственной программы ООН Дэвида Бизли:
Украинские зернохранилища переполнены. В то же время 44 миллиона человек во всем мире маршируют к голодной смерти. У нас мало времени, и цена бездействия будет выше, чем кто-либо может себе представить.
Бизли потребовал, причем в самой безапелляционной форме «немедленно разблокировать порты Одесской области» и уточнил, что следует «сделать это сейчас». К чему в конечном итоге ведут такие призывы, без всяких обиняков сказано в недавней публикации британской The Guardian, где вышла статья, обосновывающая необходимость «объявить неоккупированный город Одесса закрытым». Для достижения этой цели туда «всего-то» требуется «направить военно-морские силы НАТО, а Россию предупредить, чтобы воздержалась от бомбардировок. В противном случае Москва может столкнуться с серьезными последствиями…» Буйные фантазии авторов таблоида? Как знать, как знать.
В любом случае, если присовокупить к подобным планам (пусть даже и озвучиваемым в западных СМИ на умозрительном уровне) и отчаянным призывам со стороны ООН резко обострившуюся ситуацию вокруг Приднестровья, крайне подозрительно усилившуюся активность ВСУ в районе того же острова Змеиный – то общая картина получается, мягко говоря, настораживающая. Не буду пускаться в оценку потенциальных возможностей Черноморского флота по отражению гипотетически возможной попытки военно-морских сил НАТО осуществить операцию по «деблокированию» Одессы и других тамошних портов. Предоставлю это своим коллегам, гораздо более сведущим в данном вопросе, чем я. Позволю себе лишь заметить, что в случае (опять-таки, гипотетически возможного) успеха такой эскапады, положение на украинском театре военных действий изменится самым неблагоприятным для сил освобождения образом. Прежде всего, снабжение укронацистского режима вооружением, боевой техникой и боеприпасами, а также горючим с использованием морского пути пойдет непрерывным потоком и увеличится в разы. Херсон, являющийся сегодня, увы, едва ли не единственным примером успешных действий России по освобождению ранее подконтрольных киевскому режиму территорий, в таком случае, скорее всего, падет. О том, какое сокрушительное воздействие, прежде всего, в морально-психологическом плане, это произведет на всех без исключения участников и сторонников СВО, я даже не хочу говорить.
Помимо всего прочего, после того, как черноморские порты будут разблокированы, экономическая ситуация для переживающей сегодня серьезнейшие трудности и проблемы Украины значительно улучшится. Естественно, не для ее народа – тому будет только хуже хотя бы в силу того, что через них на Запад будет вывезено все имеющееся в стране продовольствие. Но вот у преступной клики, засевшей в Киеве, появятся дополнительные стимулы к тому, чтобы продолжать сопротивление и дальше, с еще большим упорством и ожесточением.
Не буду перечислять возможные негативные последствия дальше – для любого человека, ориентирующегося в ходе СВО, они и так совершенно очевидны. Скажу лишь, что при подобном повороте событий то самое «безусловное выполнение целей и задач специальной операции», о котором с такой уверенностью сегодня заявляют не только в российских военном и дипломатическом ведомстве, но и в Кремле, окажется под очень большим вопросом. На фоне утраты всех позиций на Юге Украины уход армии России из Киевской, Черниговской и Сумской областей покажется легкой неприятностью – это факт. Не говоря уж о том, что прямое вмешательство сил Североатлантического альянса вообще выведет нынешний военный конфликт на совершенно иной уровень с абсолютно непредсказуемыми последствиями.
Увы, очень много признаков указывает на то, что все идет именно к этому. Слова военного руководства России о том, что конвои с натовским оружием будут уничтожаться, к сожалению, пока остаются лишь словами. И Киев, и подталкивающий его к как можно более полномасштабной войне Запад с каждым днем проникаются все более твердой уверенностью в том, что существуют определенные рамки и границы, за которые Россия не выйдет, что бы они ни творили. Если эта уверенность не будет сломлена, причем в самое что ни на есть ближайшее время, в один далеко не прекрасный день корабли НАТО и впрямь могут обнаружиться в порту Одессы. И это будет только начало…