Пуховики, шубы, дизайнерские платья — почти в любом гардеробе есть вещи, которые страшновато стирать самостоятельно. Вдруг испортится. Казалось бы, безопаснее отнести их в химчистку и довериться профессионалам. Но случается, что вместо любимой дубленки заказчик получает бесцветный кусок ткани. Кто в таком случае несет ответственность и можно ли рассчитывать на компенсацию? Команда TAM.BY постаралась разобраться.
Как известно, заказ в химчистке оформляется письменно. Еще на этом этапе стоит убедиться, что в документе указаны все нюансы. В нем должна содержаться следующая информация:
— наименование документа;
— наименование (фирменное наименование) и место нахождения исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель – его ФИО, место жительства, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию;
— ФИО, место жительства, контактный телефон потребителя;
— наименование оказываемой бытовой услуги;
— тариф на оказываемую бытовую услугу;
— дата оформления заказа и планируемый срок оказания бытовой услуги;
— наименование, описание, количество и стоимость материала (изделия), переданного потребителем для оказания бытовой услуги;
— процент износа изделия, принимаемого в ремонт (за исключением электробытовых товаров, металлических изделий, мебели, механических транспортных средств), химическую чистку, для окраски и (или) интенсификации цвета, в стирку;
— гарантийный срок на оказанную услугу;
— другие сведения, связанные со спецификой оказываемой бытовой услуги;
— подписи исполнителя и потребителя.
п. 11 Правил бытового обслуживания потребителей
Здесь же прописываются комплектность, цвет, фурнитура, имеющиеся недостатки изделия, не удаляемые при химической чистке, окраске и (или) интенсификации цвета, дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя.
Еще дома осмотрите одежду, чтобы не упустить важные нюансы. Обратите внимание, чтобы при приемке перечислили всю имеющуюся фурнитуру и составляющие. Иначе при утере, например, пояса, будет сложно доказать, что при сдаче вещи в химчистку он был на месте.
Если есть вероятность, что после химчистки вещь потеряет внешний вид (или существуют другие риски), то об этом вас тоже должны предупредить. Это же касается отсутствия маркировки, на которой указан возможный для конкретного предмета одежды вид обработки. В таком случае химчистка не дает гарантии качества оказания услуг, но предупредить об этом и указать это в документе должна. Если вы даете согласие на оказание услуг, то при неудачном результате ответственности исполнитель не несет.
Еще один нюанс — стоимость вещи и ее процент износа. Они определяются по соглашению заказчика и исполнителя. Если нет определенной методики для выявления процента износа.
Кроме того:
“Исполнитель обязан предоставить потребителю по его требованию документ, на основании которого исполнитель определяет процент износа изделия, принимаемого для оказания бытовой услуги по химической чистке, окраске и (или) интенсификации цвета”.
п. 62 Правил бытового обслуживания потребителей
Письменное подтверждение заказа оформляется в двух экземплярах. Один остается у исполнителя, второй — у заказчика. Не потеряйте его.
Как только одежда принята, за ее сохранность отвечает химчистка.
Если вещь вернулась с повреждениями или не вернулась вообще (такое тоже случается), вам обязаны в течение 3-х дней заменить ее на изделие аналогичного качества. При отсутствии такой возможности — возместить двукратную стоимость поврежденной или утраченной вещи.
Стоимость утраченного (поврежденного) изделия, принятого в ремонт, химическую чистку, для окраски и (или) интенсификации цвета, в стирку, определяется исходя из стоимости и процента износа изделия (за исключением электробытовых товаров, металлических изделий, мебели, механических транспортных средств), указанных в документе, подтверждающем заказ. В случае письменного отказа потребителя принять поврежденный материал (изделие) исполнитель вправе утилизировать (уничтожить) поврежденный материал (изделие) либо использовать его для своих нужд.
п. 25 Правил бытового обслуживания потребителей
Если исполнитель не знал особых свойств и характеристик материала (изделия), это не освобождает его от ответственности. Исключение — письменное предупреждение заказчика о возможных проблемах при приемке изделия, о котором мы говорили выше.
Внимательно осмотрите одежду после химчистки. Все ли детали на месте, нет ли повреждений, сохранился ли цвет? Если что-то не так, то нужно на месте составить акт в двух экземплярах, в котором будут перечислены все обнаруженные дефекты.
Также нужно написать претензию. Это можно сделать на месте, а можно и дома. Опишите состояние вещи на момент сдачи в химчистку, перечислите повреждения, обнаруженные после оказания услуги, отметьте наличие маркировки (если она была) и укажите свои требования по обмену вещи на новую или возврату средств.
Представители организации могут отрицать свою вину. В таком случае придется инициировать проведение экспертизы и уже по ее результатам искать виновных. За ее проведение платит исполнитель. Но если правда окажется на его стороне, то вам придется возместить затраты на экспертизу. Или, если получится, договориться с организацией разделить это бремя пополам.
Также стоит учитывать: если в химчистке вашу одежду постирали, согласно маркировке, которая на ней была и ничего в процессе не нарушили, но вещь все равно испортилась, то ответственности за это там нести не будут. Потому что виновным, скорее всего, будет признан производитель. Либо на одежду повесили неправильную маркировку, либо нарушили технологию пошива или производства ткани.
Как стать партнером статьи?
Пишите нам на [email protected], звоните по номеру +375445269106 или оставляйте заявку на нашем сайте ТУТ.
Стать партнером
Источник
Discussion about this post