На прошлой неделе мы показали вам коллекцию авторских украшений Дарьи Полуян «Белыя кветкi», которую представили актрисы, покинувшие Купаловский театр — Зоя Белохвостик и Валентина Гарцуева. «Кветкi» вызвали такой интерес, что мы решили поговорить с их создательницей — о любимом деле, которое никак нельзя назвать «нормальной» работой, о проживании боли с помощью творчества и о том, как люди искусства выживают в период пандемии и политического кризиса.
— Я почувствовала, что хочу создавать украшения, 8 лет назад. Это не стало неожиданностью: с детства увлекаюсь творчеством, у меня художественное образование, — рассказывает Дарья. — Занималась графическим дизайном, керамикой, оформительской работой, сотрудничала с белорусскими художниками, проводила выставки.
Искусство было неотъемлемой частью жизни. А с украшениями всё спонтанно вышло: в один из вечеров начала что-то мастерить руками из простейших материалов — проволока, камни. Внезапно получился арт-объект. Сфотографировала, выложила в соцсети и вскоре получила звонок от дизайнера. Коллега сказала, что круто вышло и ей хотелось бы поработать вместе. Я опешила даже, говорю: «Я еще ничего толком не сделала. Не понимаю, как это работает». (Смеется.)
Ничего, говорит, пробуй — и пробуй масштабно.
Впоследствии творческих коллабораций в копилке Дарьи было много. Один из любимых и очень эффектных проектов — «Дриады». Над ним трудилась серьезная команда, а результаты были представлены в Национальном художественном музее.
— Нужно было создать 12 фантасмагорических образов белорусских девушек для календаря, — вспоминает Дарья. — Я делала авангардные и очень сложные украшения: короны, диадемы, ожерелья. Модельер, фотограф, визажист — все сработали очень профессионально, на европейском уровне, и публика оценила результат.
— А всегда люди понимают, что стоит за вашими украшениями? Они довольно необычные ведь.
— Нет конечно. (Улыбается.) Часто возникают такие вопросы: а куда это, зачем, как это вообще?
Объясняешь, что это не просто вещь, а настроение, акцент, ваша отличительная черта, если хотите. Не понимают.
Раньше я очень расстраивалась, переживала до слез — ведь столько труда и любви в это вложено. А сейчас спокойна: не гонюсь за тем, чтобы меня признали, а просто делаю то, во что сама верю.
Украшения для меня — это не просто аксессуар. Это всегда предмет искусства. Я работаю в разных техниках и с разными материалами: с натуральными камнями, медью, сталью и даже с пластиком.
Всё это очень совпадает с моим видением жизни: постоянное развитие, поиск, эксперимент.
В процессе Дарья рассказывает и показывает, как создаются украшения. Чтобы у обладательницы хорошего вкуса появилась маленькая красивая вещь, требуются часы кропотливой работы. Дизайнер говорит, что проводит в мастерской полный рабочий день, а если надо — задерживается до ночи. Сначала создает эскиз на бумаге, после подбирает материал (например, в случае с «Белыми цветками» это специальный пластик) и маслом отрисовывает графику. После изделия отправляются в печь, чтобы оттуда снова попасть в руки Дарьи, которая покроет украшения грунтом и специальным лаком, подберет фурнитуру и соберет все детальки изделия воедино.
Вот так и получается та самая цена, которую многие не понимают. Однако и тех, кто согласен платить за ручной труд, хватает: Дарья признается, что уже четыре года живет только за счет продажи своих украшений. Правда, тут же добавляет, что работает с утра до вечера и при этом никогда не знает, сколько заработает. И заработает ли в принципе.
— Я долго не решалась погрузиться в это дело полностью и продолжала параллельно работать дизайнером. Лишь после рождения ребенка смогла заняться украшениями с полной самоотдачей. Здорово выручил муж: мне, как молодой маме, нельзя было работать с некоторыми материалами — например, со смолами. Муж помогал мне в этом и так увлекся, что даже выпустил собственную коллекцию.
Она актуальна и сейчас — и ее очень любят девушки: сталь и натуральные камни, ничего лишнего. Всегда актуально и уместно.
Свои изделия мы представляем на маркетах — это реальный шанс показать то, что ты умеешь, и найти свою аудиторию. После первого же моего участия в «Млыне» ко мне стали приходить клиенты и заработало сарафанное радио. Еще я участвую в коллаборациях с дизайнерами одежды, фотографами, стилистами. Например, мои украшения можно увидеть в рекламном лукбуке последней коллекции Elema. Всё это приносит свои плоды, но, конечно, это интуитивное продвижение.
Ювелирное дело в Беларуси совершенно не развито. Нет выставок, мастера совершенно не мотивированы — в этом плане с дизайном одежды дело обстоит получше. Есть площадки, где дизайнеры могут представить свои работы, их имена на слуху. С украшениями всё иначе, а жаль. Сфера ведь очень интересная и глубокая, и у нас есть удивительно одаренные мастера, но, к сожалению, никто о них не знает. Создают себе тихонечко свои шедевры, которые мало кто видит.
Дарье удалось избежать роли талантливой невидимки: в последнее время ее приглашают даже на зарубежные выставки. Правда, пандемия внесла свои коррективы.
— В прошлом году на мои работы обратило внимание известное итальянское издание. Итальянцы пригласили меня поучаствовать в очень крупной выставке… Но случился коронавирус — и теперь мы все в режиме ожидания.
Тем не менее интересные предложения продолжают поступать. Например, меня ждут на выставке в Польше — она будет посвящена великому фантасту Станиславу Лему. Я уже сделала работу и вскоре отправлю ее на выставку, где представлю нашу страну. Показать пока не могу. (Улыбается.) Но это предмет искусства в виде массивной броши. Она отражает видение моего любимого произведения Лема — «Соляриса».
— Пандемия и события в стране сильно по вам ударили?
— Да, первый удар мы получили еще в период первой волны коронавируса. Международный коллапс наложился на личный творческий кризис. Не успела я его преодолеть, как на тебе — 9 августа.
Меня накрыло полное эмоциональное выгорание. Мне было настолько плохо, что я не могла ни за что взяться, не знала, куда себя деть.
Но в конце августа все же решилась приехать в мастерскую. Взяла карандаш, начала рисовать — и как будто попала в другой мир на время. Это настоящая арт-терапия. Линии начали складываться в цветы, в бездонные глаза, в слезы…
И я подумала: если мне от этого становится легче, если хоть на время отпускает ощущение кома в горле, может, это поможет и другим? Может быть, именно так я и смогу высказаться. Ведь это и есть мои чувства и мои слова, выраженные в том, что я умею делать лучше всего. Наверное, меня поймут. Это не просто броши, не просто серьги — это мой взгляд на то, что с нами случилось, мое переживание этой боли и моя вера в лучшее. Так и появились «Белыя кветкi».
Белый цветок — это символ чистоты, мудрости, силы и безусловной любви. А еще белая кветка — это, конечно, образ женщины. Сильной, независимой, светлой и любящей. Женщины, которая может всё. Белоруски.
Дарья делится радостью: ее действительно сразу поняли, обратная связь была моментальной — и очень эмоциональной.
— Когда женщины интересовались идеей и смыслом, я рассказывала. И впервые в жизни, видела слезы от своей работы. Меня это поразило и очень тронуло. И я вместе с ними тоже не сдерживалась.
Заказов на «Кветкi» очень много, а ведь у меня не было даже цели такой — сделать изделия на продажу. Просто очень хотелось показать их людям. Наши «Белыя кветкi» ждут в Израиле, Германии, Польше, Украине, Италии… И это не полный список.
— Заказывают белоруски, живущие в этих странах?
— Да нет, вот недавно итальянка заказала. Не знаю, понимает ли она подтекст или украшения просто кажутся ей красивыми, но мне, конечно, очень приятно, что белорусские украшения будут носить в Италии.
Ту самую фотосессию с «Белымi кветкамi», которая широко разошлась по Сети, Дарья называет магией — говорит, всё сложилось волшебным образом.
— Мне очень хотелось привлечь к фотосессии сильных личностей, чьи глаза, мимика, жесты выразят саму суть моей коллекции. И, конечно, Зоя Белохвостик и Валентина Гарцуева — именно такие женщины. Познакомиться с ними мне помогла Анна Герт, моя коллега, прекрасный режиссер и фотохудожник вместе с которой мы работали над «Дриадами» и многими другими проектами.
Я была восхищена этими актрисами и раньше — когда видела их на купаловской сцене. Профи, таланты, красавицы — с мудрыми глазами, в которых столько всего понятного каждому белорусу. И то, что происходило на съемке, я иначе как магией не назову — этот день мне запомнится навсегда.
— Многие творческие люди говорят и пишут о том, что в сложившейся ситуации у них опускаются руки. А как у вас? Получается находить вдохновение и силы?
— Знаете, сейчас мне кажется, что всё зависит не от обстоятельств — хотя раньше я сама так думала. А от творца. Человек поистине творческий может в любой теме почувствовать свое и развить ее. Даже из такой боли, которую мы переживаем, может рождаться новое.
Конечно, не хватает атмосферы свободы, культурных мероприятий, поддержки талантливых людей. Всего этого очень и очень мало. Как и мало культуры, насмотренности — и в этом уже некого винить.
Но вдохновение можно найти во всем — даже в этой погоде, промышленных пейзажах и сером цвете, который в нашей стране представлен во всех оттенках. Посмотрите, вот в этой прекрасной книге «Колеры Беларусi» много написано о сером — и он потрясающий, правда.
Вот такие книги меня вдохновляют. Все старинное вдохновляет — старые срубы, запахи старых вещей, полуразрушенные здания — я нахожу и в этом много красоты и смысла.
А еще меня вдохновляют белорусские женщины. Очень. Ведь что такое белоруска? Это взгляд — открытый, чистый, мудрый и знающий всё наперед.
Источник
Discussion about this post