Как приучить ребенка к правильному питанию, чтобы он получал с едой все необходимое для роста? Не стал слишком толстым или очень худым?
1
Дети должны привыкнуть к тому, что есть нужно три раза в день и понимать, что небольшое чувство голода перед едой – это хорошо. Так будет вкуснее. Поэтому можете спокойно ограничивать количество перекусов, сказав, что печенье, например, лучше съесть после обеда на десерт. Чтобы дети съедали больше нормальной, полезной еды и меньше сладкого, они должны убедиться в том, что десерт подается только после основного блюда, что соблюдается определенный ритуал приема пищи: голод утоляется полезной едой и только потом — десерт. Но не стоит награждать ребенка сладким за то, что обед был съеден. Десерт – это не награда, это обычная завершающая часть еды.
2
Ешьте вместе с детьми, хотя бы раз в день. Пищевые привычки формируются за столом. Дети учатся пищевому поведению не только у родителей, но и у всех, с кем им приходится есть. И это хорошо: полезно иметь перед глазами много разных примеров. Дайте ребенку возможность пробовать и учите его оценивать вкус. Умение дегустировать приходит постепенно. Ребенок, видя, как мы неспешно наслаждаемся каждым нюансом вкуса, начнет подражать. Остается только добавить: «Как тебе салат? Этот приятный привкус дает базилик. Чувствуешь аромат? Тебе нравится?».
3
Не покупайте домой продукты, которые считаете вредными. Готовьте только то, что пойдет детям на пользу, чтобы они поняли, что это действительно вкусно. Говорите о «правильных» продуктах с восхищением: «До чего сладкая эта морковка!» или «Цветная капуста так аппетитно хрустит. Со временем дети начнут есть то же, что и вы. И даже не заподозрят, что вы это все подготовили. Главное, чтобы за столом не было того, кто скажет: «опять трава на ужин!», если все едят салат. Ничего не получится, если ребенку предлагают паровые котлеты с брокколи, а папа делает себе бутерброд с колбасой. А чтобы ребенок не ел вредную еду, постарайтесь, чтобы ее просто не было дома!
4.
Учите ребенка распознавать свои желания и обсуждайте с ним меню. Желание съесть что-то определенное – не пустой каприз: так наш организм подает сигнал о том, в каких питательных веществах он нуждается. Поэтому, стоит заранее договариваясь с ребенком о том, что будет на завтрак или обед. Привлекайте его к приготовлению еды: приготовить салат довольно просто. А многим детям нравится не просто готовить, но и ходить на кулинарные мастер-классы. Их можно устроить и дома, завершив дегустацией: новые блюда помогут ребенку постепенно расширять вкусовые горизонты. При этом основой питания все-таки должны оставаться привычные для семьи вкусы и блюда.
5
Питаться правильно – значит уметь анализировать свои ощущения, понимать: я не слишком голоден или уже переел. Учите ребенка распознавать чувства голода и насыщения. Для этого важно отличать физиологический голод от желания поесть, чтобы успокоиться. О голоде может говорить упадок сил, урчание в животе… А как уловить момент насыщения? Если за минуту ребенок смел все, что было в тарелке, скажите ему, что, если он опять почувствует сильный голод, а обед не скоро, лучше перекусить чем-нибудь полезным. Тогда он точно не переест за обедом.
6.
Учите ребенка распознавать высококалорийную еду. Она требует к себе особого отношения. Сладкие и жирные блюда дают организму энергию: чтобы насытиться, их нужно ничтожно мало. Поэтому, чтобы вовремя уловить сигналы насыщения, шоколад, выпечку или сыр, стоит есть медленно: откусить маленький кусочек, подержать его во рту, чтобы в полной мере насладиться вкусом, текстурой и ароматом… а затем остановиться. Если ребенок всё время просит шоколадку или чипсы, не исключено, что ему просто не хватает тепла – внимания, ласки, добрых слов. Чтобы помочь ему не есть, нужно просто поговорить.
7.
Не демонизируйте фастфуд. Если в течение недели ребенок питается правильно, а на выходных съест гамбургер и картошку-фри, особого вреда не будет. Куда опаснее постоянно перекармливать детей. Родители и бабушки частенько пичкают их, даже когда те не голодны: норовят положить еще, когда ребенок не просит добавки. Так дети теряют чувство насыщения, начинают переедать и набирать лишний вес. Это не менее опасно, чем отсутствие чувства голода. Между приемами пищи ребенок должен проголодаться. Так он научится распознавать это чувство, и во взрослом возрасте будет знать: «Пора поесть», а не думать, что надо перекусить, потому что грустно и одиноко.