Когда двигатель начинает активно «поглощать» масло, это тревожный знак, указывающий на необходимость диагностики, иначе вскоре могут понадобиться серьезные работы, такие как ремонт блока цилиндров. Первым делом стоит внимательно проверить ДВС на предмет утечек, так как многие уплотнители со временем теряют герметичность. Так, повреждение переднего сальника коленвала может привести к разрыву ремня ГРМ или ремней привода дополнительных систем, что чревато серьезными последствиями. Течь через сальники распределительных валов также негативно сказывается на состоянии ремней. Чаще всего подобные проблемы устраняются заменой сальников и прокладок, что гораздо менее затратно, чем капитальный ремонт.
Иногда причина расхода смазки кроется в простых вещах: масло может протекать через неплотно затянутую сливную пробку или масляный фильтр. В турбированных двигателях утечка может возникнуть в местах подачи масла к турбокомпрессору. В таких случаях достаточно заменить изношенные трубки или плотно затянуть пробку, и проблема будет решена без серьезного вмешательства.
Если повышенный расход масла не снижается, то следует обратить внимание на состояние системы вентиляции картера, которая играет ключевую роль в управлении внутренними процессами в моторе. При работе силовой установки в картере формируется масляный туман. Проникновение этого тумана во впускной коллектор с выхлопом нежелательно. Для этого существует специальная система, которая состоит из фильтров и сеток. Они, в свою очередь, улавливают масляные частицы, возвращая их обратно в картер. Проблемы возникают, когда эти фильтры и сетки покрываются загрязнениями, препятствуя нормальному выходу картерных газов. В результате нарастает давление внутри системы, и масло начинает вытекать через прокладки и сальники.
Когда причина чрезмерного расхода масла скрывается в закоксовке двигателя, стоит рассмотреть возможность использования специализированных химических средств. Пока маслосъемные кольца ещё достаточно подвижны, такие добавки могут эффективно очистить внутренние поверхности от отложений.
Если же двигатель оснащён турбонаддувом, вероятной причиной утечек масла может быть нарушение герметичности уплотнений ротора турбокомпрессора. В таких ситуациях масло может просачиваться во впускной тракт, где оно заливает поршневую группу, либо попадать в выпускную систему, что может повредить катализатор. Решение такой проблемы — ремонт или полная замена турбины. Хоть этот вариант и потребует значительных затрат, он, тем не менее, обойдется гораздо дешевле, чем комплексный ремонт всего двигателя.
В дополнение к уже упомянутым причинам чрезмерного расхода масла, механики СТО видели и другие неожиданные источники утечек. На данный момент участились ситуации применения некачественного или даже поддельного масла, что оказывает крайне разрушительное воздействие на работоспособность двигателя. Множество водителей, желая сэкономить, покупают подобные расходные материалы, привлекающие своей низкой стоимостью. Однако в будущем это может ударить по кошельку гораздо сильнее, чем предполагалось, и придется платить намного больше, несмотря на вашу экономию. Поэтому выбирайте только качественные масла от надежных производителей или те, которые имеют минимальный риск подделки.