Окисление клемм — весьма частое явление. Налет может быть белого, зеленоватого или голубоватого оттенка и покрывать как обе клеммы сразу, так и только одну из них — плюсовую или минусовую. В чем же корень этой проблемы и как грамотно её решить?
Образование мягкого налета, часто называемого сульфатом свинца, связано с взаимодействием кислотных паров электролита и свинцовых контактов аккумулятора. При нормальной работе АКБ такие процессы, как правило, отсутствуют. Но, если происходит утечка электролита, появление белого или сероватого налета на клеммах становится почти неминуемым.
Одной из причин этого явления может стать закупорка вентиляционных отверстий аккумулятора, что приводит к увеличению внутреннего давления. В результате частицы электролита могут вытекать наружу, создавая условия для накопления кристаллов. Налет также может появляться при недостаточной затяжке клемм, что приводит к образованию плохого контакта и, соответственно, увеличивает риск окисления.
Если на минусовой клемме заметен сероватый налет, это может сигнализировать о том, что плотность электролита снижена или есть короткое замыкание в одной из ячеек. В случае же окисления плюсовой клеммы проблема часто связана с зарядкой батареи больше нормы, что вызывает перегрев и более активное выделение электролита. При выявлении недозаряда аккумулятор необходимо дозарядить, а также, проверить плотность электролита. Если же проблема заключается в перезаряде, потребуется определить и устранить причину этого явления.
Если обнаружено короткое замыкание в одной из ячеек, замена аккумулятора становится неотложной мерой. Когда источник появления белого налета выявлен и убран, следует тщательно очистить клеммы от всех следов окисления, иначе даже новая батарея рискует вскоре столкнуться с той же неисправностью.
Прежде чем приступить к процедуре, следует выключить мотор, надеть резиновые перчатки и аккуратно отсоединить минусовую клемму, затем отключить плюсовую. Если аккумулятор уже имеет следы эксплуатации, рекомендуется снять его с площадки и тщательно очистить от накопившейся грязи. После этого металлической щеткой надо основательно очистить клеммы — как снаружи, так и изнутри. Для нейтрализации кислотных остатков можно использовать специально приготовленный содовый раствор (две столовые ложки на стакан воды), чтобы протереть все поверхности аккумулятора и контактные стержни. Затем АКБ нужно закрепить и подключить к автомобилю в обратном порядке: сперва — плюс, затем — минус.