Прототипом генерала Константинова, которого в сериале сыграл Вячеслав Тихонов, стал Виталий Бояров
Если вы вдруг забыли сюжет «ТАСС уполномочен заявить», напомним: это история про то, как КГБ ловит в Москве шпиона, работающего на ЦРУ. О нем почти ничего не известно: только то, что в обычной жизни он выдает себя за честного советского человека и имеет доступ к секретным документам, которые копирует и сливает заокеанским хозяевам за большие деньги. Ему присваивается кличка Трианон. Поймать его надо как можно скорее, потому что от этого зависит судьба целой африканской страны Нагонии, в которой ЦРУ готовит государственный переворот. Тем временем в этой самой Нагонии разворачивается параллельный сюжет: агент КГБ Славин вступает в схватку с матерым цэрэушником и неописуемым паскудником Джоном Глэббом (в своем моральном падении он как-то дошел до того, что начал транспортировать из Непала наркотики в трупиках младенцев). А теперь, значит, готовится сковырнуть законную нагонийскую власть и заменить ее звероподобными военными.
«ТАСС…» основан на романе Юлиана Семенова, а тот, — по крайней мере, в том, что касается охоты на шпиона в Москве — на абсолютно реальной истории, причем на момент написания книги очень свежей. Если про Штирлица строились догадки — был у него прямой прототип или нет (ведь очень хочется, чтобы был), то тут все прототипы налицо, с именами, фамилиями и отчествами. Не секрет, что Семенов был своим человеком в КГБ и общался с его главой Юрием Андроповым (который, во-первых, просто по-человечески любил шпионские романы и фильмы, а во-вторых, активно использовал их для пиара своего ведомства). Ольга Семенова, дочь писателя, вспоминала: «Андропов как-то посоветовал папе чаще прибегать к работе с информацией из открытых источников — мемуаров и исторических изданий. Папа следовал его совету, но когда он писал «ТАСС уполномочен заявить», КГБ предоставил в его распоряжение три тома дела Огородника! Эти внушительные папки папа пролистал весьма быстро — за 40 минут — в кабинете у Кеворкова и ушел, сказав: «Остальное я выдумаю».
Александр Огородник
Александр Огородник — это советский дипломат, несколько лет работавший на ЦРУ под псевдонимом «Тригон» и в конце концов раскрытый КГБ. В книге и фильме его назвали Сергеем Дубовым. А Вячеслав Кеворков — генерал-майор КГБ, ставший прототипом разведчика Славина. С 1982 года он работал заместителем гендиректора ТАСС. Так что немного странное название повести, написанной в 1979-м, и фильма, вышедшего в 1984-м, в итоге кажется весьма уместным.
Александр Огородник — это советский дипломат, несколько лет работавший на ЦРУ под псевдонимом «Тригон» и в конце концов раскрытый КГБ. В книге и фильме его назвали Сергеем Дубовым
«МИНИАТЮРНОЙ КАМЕРОЙ ОН ПЕРЕСНИМАЛ ВСЮ ШИФРОПЕРЕПИСКУ»
Прототипом генерала Константинова, которого в сериале сыграл Вячеслав Тихонов, стал Виталий Бояров, руководивший ловлей Тригона-Трианона. В 1997 году в одной одесской газете было опубликовано интервью с ним, которое взял журналист Александр Хинштейн (ныне он депутат). На самом деле Александр Огородник был завербован ЦРУ не в Африке, а на другом конце света, в колумбийской столице Боготе, но обстоятельства, при которых КГБ его заподозрило и выявило, были очень похожи.
Один из информаторов Комитета, сотрудник колумбийской спецслужбы, рассказал, что ЦРУ обратилось к нему за помощью: надо было технически обеспечить встречу с каким-то русским. Все, что об этом русском было известно — что он недавно попал в аварию на автомобиле и что встречается с женой работника советского торгпредства в Боготе. Под эти параметры подпадал Огородник. Когда он вернулся из Колумбии в Москву, повел себя довольно странно: ему «предложили работу в аспирантуре МГИМО, но он предпочел пойти в Управление стратегического анализа и планирования МИДа. Где явно проигрывал по зарплате и не имел никаких перспектив роста. В управлении, кстати, в отличие от всех «нормальных» людей он никогда не отказывался дежурить ночью. Уже после мы узнали, что во время своих дежурств миниатюрной камерой он переснимал всю шифропереписку, приходящую в МИД. Особенное предпочтение отдавал телеграммам из США. То есть все, что писал из Вашингтона посол Добрынин, оказывалось в руках ЦРУ».
Андропов лично дал санкцию на слежку, и вскоре было установлено, что Огородник в своей квартире получает и расшифровывает радиограммы из ЦРУ. Тут же у него дома тайно провели обыск, и нашли в батарейках, спрятанных в фонаре, микропленки с инструкциями и заданиями цэрэушников. Огородника решили немедленно арестовать — тут-то и произошло самое драматичное. «Где-то часов в 10-11 вечера наши сотрудники задержали «Агронома» (так мы называли Огородника в оперативной разработке) при входе в квартиру, предложили пройти внутрь. На его глазах вскрыли тайник. Деваться Огороднику было некуда и он согласился написать заявление. Ему дали бумагу, он сел за стол, взял ручку, написал: «Я, Огородник Александр Дмитриевич, хочу заявить следующее…» Как вдруг резким движением схватил эту ручку в зубы, надкусил колпачок и начал медленно сползать на пол. Все произошло настолько быстро, что в первое мгновение никто еще не успел ничего понять. Просто оцепенели. Конечно, мы пытались сделать что-то до приезда врачей, разжали ему зубы линейкой, приводили в чувство, но было поздно. По дороге в больницу Огородник скончался, не приходя в сознание».
По словам Боярова, Семенов очень многое перенес в свой роман практически без изменений. Огородник «был чрезмерно амбициозен. Позер. Очень жадный и мелочный» — как и в книге. В операции по его вербовке приняла активнейшее участие американский агент — красавица по имени Пилар Суаре Баркала, она вроде бы даже родила от Огородника дочь, от существовании которой он так и не узнал (и у Семенова действует роковая женщина Пилар). Наконец, попытки изобличить сотрудников американского посольства, тесно общавшихся с Огородником, воспроизведены очень близко к реальности. Ключевое отличие: в финале романа на мосту через Москву-реку задерживают сотрудника ЦРУ, работавшего в посольстве под дипломатическим паспортом. А в жизни это была сотрудница, женщина по имени Марта Питерсон. Но ее тоже выслали из СССР в течение 24 часов.
СОЛОМИН ПРИЕХАЛ НА КУБУ В ГИПСОВОМ «ОШЕЙНИКЕ»
Сериал про шпионов по сценарию Юлиана Семенова с Вячеславом Тихоновым в главной роли, конечно, вызывал ассоциации с «Семнадцатью мгновениями весны» — к началу 80-х уже совершенно культовому произведению. Для усиления схожести режиссером пригласили Татьяну Лиознову. Но, говорят, на дыбы встал Семенов, у которого с Лиозновой на съемках «Мгновений» сложились не самые лучшие отношения. Он хотел, чтобы «ТАСС…» снимал Борис Григорьев, незадолго до этого выпустивший кинохиты «Петровка, 38» и «Огарева, 6» по его сценариям. А в итоге сериал поставил Владимир Фокин.
Юрий Соломин в фильме «ТАСС уполномочен заявить…»
Юрий Соломин, сыгравший Славина, вспоминал, что сценарий ему понравился, но он в тот момент ставил в качестве режиссера фильм про Миклухо-Маклая «Берег его жизни» и сниматься не мог. «Прошло года два. Мне опять звонят с этой картины. (…) Оказалось, что они многое уже сняли — и натуру где-то в Германии, и павильоны. Отснятый материал посмотрели в Комитете госбезопасности и сказали, что им все не нравится, нужно переснимать. Заменили режиссера, взяли новых актеров — оставили, по-моему, только Вячеслава Тихонова. Я попытался отнекиваться, но оказалось, что меня рекомендовал Комитет госбезопасности — практически роли распределялись именно там. Тут уж я не стал спорить». При этом Соломин ужасно не хотел ехать на Кубу, где снималось большинство сцен с его участием: «как раз незадолго до этого я разбился на спектакле, (…) была очень серьезная травма. Три месяца я ходил в «ошейнике» из гипса, так как у меня был смещен шейный позвонок. Были кадры, перед которыми мне приходилось снимать его, а после съемки надевать вновь…». Но в итоге актер влюбился в Кубу и о поездке ни разу не пожалел.
Съемки фильма в Абхазской АССР. Вахтанг Кикабидзе (в центре) в роли агента ЦРУ Джона Глобба
Фото: фотохроника ТАСС..
Вахтанга Кикабидзе на роль Джона Глэбба предложил Борис Клюев. Когда «картину закрыли и всех разогнали», начали набирать новый актерский состав. Клюев, уже утвержденный на роль Дубова-Трианона, участвовал в разговорах на эту тему, показал на стену, где висел календарь с изображением Кикабидзе, и сказал: «Чего вы обсуждаете, вот посмотрите, Кикабидзе, советский артист, но он же иностранец! Разве он похож на простого, бытового русского человека?» А Кикабидзе, по словам Клюева, в свою очередь привел на студию Элеонору Зубкову, сыгравшую Пилар.
Съемки фильма «ТАСС уполномочен заявить…» в Сухуми
Фото: фотохроника ТАСС..
С новым режиссером и актерским составом съемки прошли сравнительно гладко. Безумие началось, когда сериал надо было сдавать. Фокин планировал спокойно его доделать к концу декабря 1984 года, но кому-то пришла в голову блестящая идея показать «ТАСС…» летом, когда в Лос-Анджелесе начинались Олимпийские игры (СССР их бойкотировал в ответ на бойкот американцами московской Олимпиады-80). В интервью режиссер рассказывал: «Меня взяли в тиски и сказали: «Ты должен выйти 5 августа». Поэтому практически вся съемочная группа переселилась и жила на студии. И мы все-таки на почти полгода раньше вышли в эфир. Помню, у меня четвертая серия была в эфире, а по девятой у меня еще шли речевые тонировки, я там делал какие-то поправки. Это такой немножко подвиг».
КСТАТИ
Как «Славина» чуть не съела акула
Ольга Юлиановна Семенова написала об отце книгу, вышедшую в серии «ЖЗЛ», и там рассказала об отношениях отца с Вячеславом Кеворковым — прямым прототипом Славина.
«Вячеслав Иванович — для нас и Славочка — для папы, он вошел в дом как консультант повести, но быстро стал близким папиным другом. Обаятельный, умный, без акцента говорящий по-английски и по-немецки, всегда пахнущий духами, с ослепительной улыбкой, он поражал абсолютно европейским стилем. Приехать к нему на дачу, где его обаятельная подруга готовила какие-то невиданные западные блюда, было для нас с сестрой событием, — казалось, что мы не в Подмосковье, а где-то в предместье Лондона. Да это и неудивительно, ведь Вячеслав Иванович долгие годы провел за границей, под чужим именем, с тщательно продуманной легендой. Любимым его занятием на «вражеской территории» в свободное время было плавание в океане. Блестящий спортсмен, он заплывал на два-три километра. Однажды, приехав ночью в новое место, с утра пораньше предпринял традиционный заплыв. Повернувшись на спину, любовался голубизной неба в открытом океане, как неожиданно его покой нарушило появление черной, как смоль, рожицы молодого негритенка. Тот сидел в лодке и умильно улыбался.
— Джентльмен ждет, когда клюнет? — скаля белые зубы, озорно спросил он.
— Кто клюнет и кого? — удивился Вячеслав Иванович.
— Джентльмен, наверное, недавно приехал и не знает местных новостей?
— Точно.
— В окрестностях появилась акула-людоед и сожрала вчера несчастного туриста — второго по счету за четыре дня. Если джентльмену «повезет» и акула клюнет — он будет третьим.
Славный негритенок вывез Вячеслава Ивановича на берег, и он эту историю нам со смехом рассказал перед просмотром у него на даче нашумевших фильмов об акулах «Челюсти» и «Орка»… Через несколько лет, когда ему уже было за пятьдесят, он женился на прелестной молодой женщине и у них родилась дочка…»
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Крошка моя, я по тебе скучаю. Про «Руки вверх!» снимут фильм (подробнее)